ГУРВИЧ
Гурвич (Gurvitch) Георгий Давыдович (Жорж) (02.11.1894, Новороссийск- 10.12.1965, Париж) -франц. социолог и философ. Вначале преподавал в Томском и Петроградском университетах, в 1920 г. эмигрировал, затем работал в ун-тах Праги, Бордо и Страсбурга, а с 1948 г. возглавлял кафедру социологии в Сорбонне. Гурвич был основателем и руководителем Центра социологических исследований (с 1946) и Лаборатории социологии познания и морали во Франции, Международной ассоциации социологов франкоязычных стран, журнала "Cahiers in-ternationaux de sociologie" (с 1946). Его труды посвящены главным образом проблемам истории философии и социологии, общей теории и методологии социологического знания, социологии морали, права, познания. Теоретико-социологические воззрения Гурвич сформировались в результате критического анализа и стремления к интеграции самых различных направлений философско-социологической мысли: теорий немецкой классической философии, Маркса, Прудона, школы Дюркгейма, М. Вебера и др. В своих работах Гурвич подверг резкой критике формализм и эмпиризм современной ему академической социологии, противопоставив ей социологию, основанную на диалектике, истолкованной в духе релятивизма. В качестве метатеоретического основания социологии он провозгласил "диалектический гиперэмпиризм", или "эмпирико-реалистическую диалектику". В методологическом плане эта ориентация означает отказ от какой-либо заранее принятой философской позиции, в онтологическом плане - интерпретацию человеческого опыта как бесконечно разнообразного и непрерывно обновляющегося в своей основе. Согласно Гурвич, социология вместе с исторической наукой призвана осуществлять интеграцию различ. наук о человеке. В отличие от большинства частных социальных наук, пользующихся систематизирующим и аналитическим методами, а также истории и этнографии, применяющих индивидуализирующий метод, социология использует метод "качественной и дискретной типологии". Предмет социологии, по Гурвич, - "целостные социальные явления" (понятие, заимствованное у Мосса), исследуемые на всех уровнях и во всех аспектах, как структурных, так и бесструктурных. Выступая против интерпретации обществава как совокупности неподвижных структур и институтовтов, Гурвич доказывал, что социальная реальность обладает "вулканическим" элементом, является результатом коллективного творчества и волевых усилий. Ее "вертикальный срез" представляет собой подвижную иерархию "глубинных уровней" (от эколого-демографической основы до "коллективных умонастроений и психических актов"). В своем "горизонтальном" членении социальная реальность делится на три группы типов: 1) микросоциальные типы (изучаемые микросоциологией); 2) типы частных социальных групп; 3) типы социальных классов и глобальных об-в (изучаемые макросоциологией). При этом Гурвич подчеркивал преобладающее значение глобальных обществ в сравнении с микросоциальными типами. Гурвич обращал внимание на опасность технобюрократических тенденций в общественном развитии и отмечал необходимость социальной революции в капиталистических странах. Он участвовал в движении за мир и в деятельности общества "Франция-СССР". Альтернативой капитализму и технобюрократии Гурвич считал "плюралистский коллективизм", основанный на самоуправлении народа. Для концепций Гурвич характерны сочетание призывов к конкретности и историзму, с одной стороны, и увлечение абстрактными формально-теоретическими конструкциями - с другой. Его теории оказали определенное влияние на становление леворадикальной социологии, развитие теоретической социологии во Франции (Баландье, Турен), социологии права и социологии познания. Соч.: 1) "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915. 2) Dialectique et sociologie. P., 1962. 3) La vocation actuelle de la sociologie, t. I-II. 4-eme ed. P., 1968.
Социологический энциклопедический словарь