Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

МИЛЛЬ

Милль (Mill) Джон Стюарт (20.05. 1806, Лондон -08.05.1873, Авиньон) - английский философ, экономист, политический деятель. Служил чиновником Вест-Индийской компании (1823- 1858), впоследствии (1865-1868) - член палаты общин английского парламента. Милль - основатель английского позитивизма, последователь Лонга. Значитtkmyjt место в его творчестве занимала разработка проблем логики и этики. Социологические взгляды Милля наряду с его экономическим учением в основном изложены в работе "Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии", содержащей систематизацию идей, господствовавших в обществ, мысли Англии первой половины 19 в., а также в монографии "Огюст Конт и позитивизм". Важнейшей чертой социологии Милля является эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, т. к. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично. Стремясь к созданию позитивной науки "о духе", "о человеческой природе", Милль в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого социологию как науку. Милль впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность общества как объекта исследований, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость современников Милля научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филоской концепции Милля является последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. Милль критиковал пороки капитализма с буржуазно-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о "добровольном ограничении потребностей". В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. Милль был одним из первых сторонников женского равноправия. Соч.: 1) Автобиография Джона Стюарта Милля. СПб., 1874. 2) Основания политической экономии с некоторыми иа их применений к общественной философии. Т. 1-2. СПб:, 1865. 3) Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906.

Социологический энциклопедический словарь