Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ПОЛАНЬИ

Поланьи (Polanyi) Майкл (1891 - 1976) - австрийский химик и социолог. Получил образование в Будапеште. С 1923 по 1933 г. Поланьи работал в Институте кайзера Вильгельма в Берлине (с 1945 г.- Институт Макса Планка), но приход фашистов к власти в Германии заставил его поселиться в Англии, в Манчестере, где он занял кафедру физической химии местного университета. С 1944 г.- член Королевского общества. В 1948 г. Поланьи перешел на кафедру социологии Манчестерского университета и работал профессором этой кафедры до 1958 г. В 1959 г. был избран членом Мертон-колледжа в Оксфорде. Первые работы Поланьи в области социальных наук появились в 30-е гг. Эти и более поздние публикации Поланьи оказали существенное влияние на развита философских и социальных исследований науки на Западе. В период, когда в эта сферах доминировал позитивизм, Поланьи выступил против тезиса о беспредпосылочности эмпирического знания, противопоставления науки и философии и исключения из нее мировоззренческих проблем. Как и Поппер, Поланьи критиковал индуктивизм, но если первый рассматривал научное знание как безличный "третий мир", то Поланьи акцентировал внимание на субъективной личностной стороне знания. Обоснованием этого подхода является его концепция неявного знания. Согласно Поланьи, существует некое скрытое, опирающееся на неосознанные ощущения, слабо поддающееся прямому выражению и потому сугубо личностное знание. А уже над ним возвышается в фокусе сознания и хорошо эксплицируемое формальными средствами явное знание. Но, учитывая важное значение для овладения предметом исследования неявных знаний, передаваемых неформальными способами и в непосредственных контактах, Поланьи считает, что для развития науки этих формальных средств недостаточно. Наличие и значимость неявного личностного знания делает необходимым общение ученых, их совместную деятельность в рамках научного сообщества - понятия, введенного Поланьи в социологию науки. Поланьи был противником планирования в области науки, считая, что оно нарушает ее свободу. Поланьи не принимал марксизма. Его концепция подверглась критике за неспособность адекватно отразить диалектику явного и неявного знания, за недооценку роли методологии в развитии науки и за переоценку значения веры в выработке отношения ученого к конкретным системам научного знания. Соч.: 1) Личностное знание. М., 1986. 2) Knowing and being. 1969. 3) Scientific thought and social reality//Psychological issues. Vol. VIII. N 4. Monograf. 32. New Jersey. 1974

Социологический энциклопедический словарь