Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ШУМПЕТЕР

Шумпетер (Schumpeter) Йозеф А. (08.02.1883, Триш, Моравия,-08.01. 1950, Таконик, США) - австр. и амер. экономист и социолог. Испытал значительное влияние идей К. Маркса и М. Вебера. Преподавал в Черновицах, Граце, Бонне, в США (Гарвард) - в 1927, 1930 и 1932-1950 гг. В 1919 г.-министр финансов Австрийской Республики. Задачу социальных наук Шумпетер усматривал в сборе, анализе и упорядочивании фактического материала для обнаружения закономерностей. При этом социология, изучающая взаимодействие индивидов и групп в социальном целом, должна не просто описывать факты, но создавать четкие аналитические конструкции, сводящие сложные ситуации к связи немногих простых переменных. В подходе к анализу фактического материала Шумпетер придерживался свободы от оценочных суждений принципа. Первая аналитическая схема, созданная Шумпетером, описывала круговорот экономической деятельности как устойчиво равновесную систему. Центральное место этой статической модели принадлежит "новатору"-предпринимателю (фигуре, свойственной лишь капитализму), который в поисках новых возможностей получения прибыли использует банковский кредит для закупки новых факторов производства, создания новых фирм и тем самым вносит элемент динамики в описываемую модель. Вновь открытые возможности используют другие предприниматели, пока не иссякнут инвестиции и не установится новое равновесие. Таким образом, "предприниматели - это особый тип, а их поведение - особая проблема, движущая сила значительного числа важных феноменов". Их роль не сводится к чисто личной энергии и напору: помимо определенной институциональной структуры (денежной и банковской системы) предполагается еще традиция предпринимательства, хозяйственный настрой и соотвующая ему мотивация. Именно с судьбой предпринимательства Шумпетер в значительной мере связывает неизбежный, по его мнению, закат капитализма и переход к социализму. Во-первых, функции индивидуального предпринимателя переходят к крупным корпорациям. Во-вторых, капитализм создает такую атмосферу, в которой непрерывные экономические изменения кажутся самоочевидным делом. Но и помимо этого капитализм обречен. Если на уровне корпорации буржуа - предприниматель и собственник - становится не нужен перед лицом разросшегося бюрократического аппарата управления и теряет способность защищать капитализм, то на уровне общества разрушается бюрократический "защитный слой" (унаследованная капитализмом аристократически-феодальная управляющая прослойка) и возникает общая критическая установка к капитализму, находящая своих носителей в особой общественной группе - "интеллектуалах". Капитализм сам производит эту критически-рациональную установку, которая, "после того как она разрушила моральный авторитет столь многих других учреждений, обращается, наконец, против своего собственного: к своему удивлению, буржуа видит, что рационалистическая установка не останавливается на полномочиях королей и пап, но переходит к атаке на частную собственность и всю схему буржуазных ценностей". Критическая установка интеллектуалов - предельное выражение общей враждебности к капитализму, который не имеет в себе ничего "очаровывающего", притягательного. Ее распространению способствует свобода печати - неизбежный спутник буржуазного правопорядка, а ее радикализации - необходимость получить доверие у рабочих, которым интеллектуалы чужды. Возникающий на этой основе социализм Шумпетера представлял как царство централизованного, насквозь бюрократизированного управления. Развитая Шумпетером " социология интеллектуалов" была потом принята и переосмыслена теоретиками разных направлений во многих странах. Соч.: 1) The theory of economic development. Camb.; Mass., 1934. 2) Kapitalismus, Sozialismus und Demokratie (1942). Bern, 1946. 3) History of economic analysis. N. Y., 1954.

Социологический энциклопедический словарь