Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социодинамика порядка

Порядок может быть естественным (в природе) и искусственным (в обществе). Проблема социального порядка - одна из ведущих в мировой социально-правовой и социологической мысли. Уже у Конфуция важное место в его размышлениях занимала тема порядка в семье, государстве и мироздании в целом. О закономерностях, которым подчиняется социальный порядок, рассуждали Платон, Аристотель, Гоббс, Кант, Спенсер, Парсонс и многие другие западные мыслители.

Каковы же исходные, фундаментальные принципы, которым подчиняется логика образования упорядоченных социальных структур и складывающихся на их основе социальных целостностей?

Любой порядок устанавливается как при участии внешних сил, так и при посредстве внутренних процессов самоорганизации. Так происходило, когда из естественного, доправового состояния относительного беспорядка возникали первичные формы государственности как оплота социального порядка.

Логика утверждения порядка оказывается оптимальной, как правило, в тех случаях, когда система является открытой и происходит активное взаимодействие внешних и внутренних факторов. Обмен энергией и информацией с внешней средой, приспосабливание к ее меняющимся требованиям влекут за собой усложнение структуры, совершенствование содержания, приумножение и дифференциацию функций.

В социуме, как и в природе, повсеместно действуют и постоянно дают о себе знать силы энтропии. Люди вынуждены противодействовать их разрушительному напору. Результатом этих активных противодействий явилась особая социогенная система — цивилизация.

Ее основное предназначение заключается в том, чтобы бороться с угрозой беспорядка, хаоса. Главной функцией цивилизации является негэнтропийная (антиэнтропийная) функция, позволяющая постоянно понижать самопроизвольно нарастающую меру энтропийности социальной жизни и тем самым обеспечивать общество необходимыми средствами существования и саморазвития.

Цивилизационная система сглаживает остроту социальных антагонизмов, нейтрализует их. Она прилагает регулярные усилия для перевода общественных противоречий в режим относительно мирного, равновесно-компромиссного сосуществования противоположностей.

Социальный порядок, как устойчивая и сравнительно долговременная связь между вещами, субъектами и прочими элементами системы, сцепляющая их в целостность, обычно подчиняется нормативному принципу равновесия. Уравновешенность противоположных силовых векторов позволяет общественной системе достаточно успешно выполнять свои функции.

Итак, суть проблемы социального порядка высвечивается через представления о цивилизации как системе и о цивилизованности как социальном качестве. Как известно, естественный порядок и самосохранение природных форм обеспечиваются как бы сами собой за счет отлаженного за миллионы лет механизма саморегуляции. Что же касается регулярно образующихся в ходе развития цивилизации новых социальных форм, то они нуждаются в специальных усилиях людей по их сохранению. Так возникли, развились и приумножились нормы и принципы цивилизованного взаимодействия и общежития, служащие структурообразующими основаниями социального порядка. Они поддерживают его и позволяют сохраняться многообразию его конкретных форм, не давая им разрушаться и гибнуть.

Для цивилизации важно поддерживать динамично-равновесную упорядоченность и стабильность социальных отношений. Этому служат такие имеющиеся в ее распоряжения средства, как государство и право. При их непосредственном участии устанавливаются и сохраняются вертикальные отношения социальной иерархии и горизонтальные отношения социального равенства. Первые складываются из системы соподчиненных социальных ролей, из отношений доминирования и подвластности, дисциплины, ответственности и борьбы за первенство. Вторые предполагают не только юридические отношения формального равенства всех граждан государства перед законом, но и разнообразие внеролевых, внеранговых отношений взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, дружбы, любви, взаимовыручки.

И вертикальные, и горизонтальные отношения являются структурообразующими факторами. Различные типы иерархических и координационных связей определяют различные модели порядка. Они систематически понижают меру энтропийности общественной жизни, переводят социальные конфликты в режим цивилизованного сосуществования сторон. Люди создают разнообразные формы кооперирования своих усилий. Координация действий и концентрация сил в нужных направлениях позволяют им достигать поставленных целей.

Любая система, стремящаяся к самосохранению, вынуждена приводить себя в отношения динамического равновесия с окружающей ее средой, то есть адаптироваться к ней и ее требованиям. Процесс адаптации будет выглядеть для нее, во-первых, как деятельность по собственному самоупорядочению, а во-вторых, как усилия по некоторой реорганизации и соответствующему упорядочению тех фрагментов среды, с которыми система взаимодействует. Так, социум в качестве сверхсложной системы должен непременно приспосабливаться к требованиям естественной среды, космоса и самоорганизовываться определенным образом. С этой целью он создает систему искусственных, сверхбиологических средств, играющих роль своеобразного "буфера" между социумом и космосом. Вся совокупность этих средств и обозначается понятием цивилизации. Должным же следствием их успешного функционирования является цивилизованный порядок.

В утверждении цивилизованного порядка участвуют все созданные человечеством за его историю защитные механизмы по борьбе с угрозой внешних и внутренних деструкции.

Идея самоорганизации сверхсложных социальных систем органично входит в теоретическую социологию права, освобождая последнюю от элементов метафизики. Это происходит за счет того, что логика объяснительных суждений и выстраиваемые причинно-следственные цепочки детерминационных связей принципиально ограничиваются пределами социума. Не выходя в метафизические сферы, правовая социология предлагает искать исходные первоначала и первопринципы образования правовых реалий внутри самого общества.