Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
(от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической ...
это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и ...
политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной ...
совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа ...
(от лат. intelligentia - понимание, intelligens - мыслящий, разумный) занимает место, которое определяется фактическим разделением ...
Все социальные институты подразделяют на формальные и неформальные.
Формальные институты непосредственно связаны с конкретными социальными структурами и опираются на них. Чаше всего они возникают по инициативе высшего государственного руководства, которое стремится обеспечивать их всем необходимым для успешного функционирования. Главное требование, предъявляемое к этим институтам со стороны верховной власти, — чтобы их деятельность не противоречила коренным интересам государства. В современных цивилизованных государствах к нему добавляется еще одно требование — чтобы их деятельность не шла вразрез с основными жизненными интересами и потребностями гражданского общества.
Деятельность формальных институтов обеспечивают люди, имеющие специальную, профессиональную подготовку и подчиняющиеся принципам четкого распределения ролей, функций и обязанностей. Действия этих профессионалов, как и каждого института в целом, контролируется жесткими формальными нормативными предписаниями.
Неформальные институты возникают стихийно, помимо государственных структур и воли властей. Они представляют собой самоорганизующиеся разномасштабные системы. Принципы их организации могут быть и жесткими, и достаточно гибкими.
Задачи и цели неформальных институтов могут либо отвечать интересам государства и гражданского общества, либо противоречить им. Возможны и такие коллизии, при которых функционирование какого-то конкретного неформального института отвечает интересам государства и при этом идет вразрез с интересами гражданского общества, или же наоборот. Так, например, деятельность институтов кровной мести, дуэли, проституции, преступности откровенно противоречит интересам государства. А деятельность неформальных институтов туризма, дружбы, спорта отвечает в первую очередь интересам гражданского общества, а во вторую — интересам государства.
Существуют неформальные институты, способные занимать самые разные, порой взаимоисключающие позиции относительно государства. Таков институт общественного мнения, с его капризными, порой непредсказуемыми реакциями на деятельность государственных органов.
Существует и другая типологизация социальных институтов, исходящая из тех функций, которые они выполняют в обществе.
Экономические институты обеспечивают такие сферы человеческой деятельности, как организация труда, производство, функционирование собственности, распределение продуктов производства, торговля, циркуляция финансовых потоков и др.
Политические институты представляют собой социальные структуры, ориентированные на обслуживание властных отношений в государстве и обществе. В первую очередь это два гигантских сверхинститута — государство и гражданское общество. Государство включает в себя такие институты, как правительство, парламент, государственная бюрократия, армия, политические организации. К гражданскому обществу могут относиться различные политические организации и партии, негосударственные средства массовой информации, активно участвующие в политической жизни.
Правовые институты обеспечивают законность и правопорядок. Они представляют собой социальные организации, объединяющие в своем составе большое число людей по профессиональным признакам и общности решаемых задач по охране общественного порядка. В их состав входят органы внутренних дел, суда, прокуратуры.
Деятельность правовых институтов регламентируется нормативными документами. Отношения сотрудников подчиняются принципам иерархии и строгой субординации, когда вышестоящие контролируют деятельность нижестоящих, направляют ее и интересуются ее результатами.
Социокультурные и воспитательные институты выполняют функции социализации, образования, воспитания. Они включают в себя детские учреждения, среднюю школу, высшие учебные заведения, дома культуры, театры, библиотеки, музеи, концертные залы. Сюда же следует отнести и церковь, обслуживающую духовные потребности граждан.
Разнообразие социальных институтов и предъявляемых ими требований к гражданам заставляет последних овладевать большим количеством институциальных ролей. Личность обязана владеть навыками исполнения этих ролей. Если речь идет о политических институтах, то это могут быть роли избирателя, депутата, члена политической партии. В сферах правовых институтов это роли юридического лица, истца, ответчика, обвиняемого. Семья, как социальный институт, требует выполнения ролей отца, мужа, сына. В церкви это роль прихожанина и т. д.
Чем прочнее связи индивидов с социальными институтами, тем устойчивее общественная система, стабильнее и надежнее социальный порядок. Не случайно одним из характерных признаков аномии является заметное ослабление этих связей.