Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социальный антагонизм

Социальные отношения, в которых преобладают ориентации одной или одновременно обеих сторон на практическую или духовную, физическую или идеологическую негацию (отрицание) другой стороны, являются антагонистическими. Антагонизмы предполагают в качестве исходной предпосылки установку взаимодействующих субъектов на их неравенство — расовое, национальное, классовое, политическое, гражданское, экономическое и т. д. Презумпция подобного неравенства доминирует в антагонизированном сознании и заставляет его видеть во взаимодействии с контрагентами преимущественно основания для противоборства.

Социальное мышление такого рода воспринимает всю совокупность общественных связей в ключе принципа "господство — подчинение", в свете жестких антитез взаимоотчуждения: "мы — они", "свои — чужие", "высшие — низшие" и т. п. Проводимые различия имеют при этом не столько логический, сколько аксиологический (ценностный) смысл и служат санкциями на использование по отношению к "низшим" и "чужим" принципа негации, а с ним и всех тех средств, которые недопустимы в кругу равных, "своих".

Индивиды, ставшие предметом антагонистического отношения со стороны социальных субъектов, обладающих полнотой власти, насильственно отчуждаются от своих естественных прав. В первую очередь у них изымается право на личную суверенность. Они низводятся в разряд "объектов", "средств", "винтиков", относительно которых отменяются какие бы то ни было моральные обязательства и допускается политическая, экономическая, судебно-процессуальная и всякая иная "вседозволенность".

Антагонизированное сознание намеренно обесценивает личность собственного контрагента в своих глазах, отказывает ему в праве на свободное волеизъявление, видит в нем объекта, а не субъекта, воспринимает его как средство, а не цель, как частичное, но не целостное существо.

Субъект антагонистического мироотношения, наделенный воинственно-агрессивным духом, исходит в своих практических и духовных действиях по отношению к тем, кого он считает своими "антиподами", из имморальных мотивов борьбы. Национальные, этатистские, политические, классовые, партийные, корпоративные, сословные интересы способны обретать для него безусловно-императивный характер, подчинять его чувства, мысли, поступки принципам открытой или тайной войны с истинными или воображаемыми противниками, отчуждая его от универсальных норм нравственности и права и предписывая осуществлять то, что в ценностном контексте этих норм именуется национализмом, шовинизмом, насилием, несправедливостью, преступлениями, то есть злом.

Антагонизированное мироотношение. как правило, монологично. Его носители уверены в самодостаточности и непогрешимости своих убеждений и способны слышать лишь самих себя и внимать голосам только "своих", но не "чужих". Отвергая всякую возможность продуктивных диалогов, идеологических компромиссов, интеллектуальных конвенций, отрицая все, что представляется ему идейно чуждым, антагонизированное сознание имеет тенденцию к все большему самозамыканию в своем монофоническом отчуждении от иных ценностных миров. Проводя линию бескомпромиссности и непримиримости по отношению к тем, "кто не с нами", возводя насилие в универсальное средство выяснения отношений между сторонами, оно открывает путь к превращению ценностей жизни и культуры, морали и права в бесконечно малые величины, которыми всегда можно пренебречь.

Социальные субъекты с антагонизированным мышлением несут в себе вместе с воинственностью, нетерпимостью и непримиримостью мощный заряд деструктивного активизма. Они полагают, что могут обрести всю полноту собственного самоосуществления только в бескомпромиссной борьбе с различного рода противниками, соперниками, конкурентами. Возможность провоцировать другую сторону на столкновения, нападать и сражаться необходима им для высоких самооценок. Социальные конфликты, войны с сопутствующими им взрывами насилия представляются им вполне приемлемыми и оправданными формами социального существования, а победа или смерть в борьбе предпочтительнее мирных договоренностей и компромиссов.

Принцип "господства — подчинения" доминирует в антагонизированном сознании и не позволяет ему выйти в ценностный, ареал эгадитарно-демократических норм. Жаждущее борьбы и побед, оно видит одну из главных задач в обретении, распределении или перераспределении власти,. И здесь для него приемлемы только два пути: при подчиненном положении добиться господствующего, а при господствующем - сохранить власть любыми средствами.

Антагонистический тип взаимодействий, допускающий уклонения сторон от соблюдения моральных и правовых норм в отношении друг друга, подрывает коренные устои человеческого общежития. Антагонизмы оказывают разрушительное воздействие как на субъектов взаимодействий, так и на ту социальную среду, внутри которой они разворачиваются.

Если общность оказывается полностью во власти антагонистических идей и настроений, она утрачивает значительную долю своего созидательного потенциала. Нормальная состязательность вытесняется изнурительной враждой, взаимными истязаниями, проявлениями обоюдной жестокости. Каждая сторона стремится превратить бытие своей противоположности в небытие, создавая тем самым катастрофическую ситуацию с признаками надвигающегося хаоса.

В этих условиях наибольшим разрушениям подвергается духовно-нравственная сфера, где полному забвению предаются морально-правовые запреты — не убивать, не насильничать и т. д. У субъектов, которым повсеместно грозят всевозможные опасности, не остается сил на созидание, творчество, поскольку они почти полностью расходуются на самозащиту и борьбу. Общность, чьи материальные ресурсы и жизненный потенциал неуклонно истощаются, движется по пути деградации.

Невозможно отрицать, что антагонизмы — это источник неисчислимых страданий для человечества. Реальность такова, что они оказывали и продолжают оказывать сильнейшее воздействие на социальное бытие миллионов людей, деформируют их моральное и правовое сознание.

Слабость, неукорененность цивилизационных основ человеческого общежития во многих современных государствах до сих пор не позволяют эффективно препятствовать деструктивным воздействиям антагонистических отношений на социальную жизнь. Вместе с тем не менее очевидно и то, что антагонизмы — не единственная составляющая социально-исторического процесса. Им активно противодействуют иные формы межсубъектных отношений, устремленные не на уничтожение зачатков и основ цивилизованности, а на самосохранение и развитие человеческого рода, мировой цивилизации и культуры.

Субъекта антагонизированного сознания отличают следующие качества:

1. Агрессивность, подчиненность воинственным идеологическим императивам, призывающим к борьбе с действительными или воображаемыми противниками.

2. Авторитарность, стремление рассматривать общественные связи сквозь аксиологическую призму антитезы "господства — подчинения".

3. Имморальная готовность использовать других субъектов в качестве средств для достижения собственных целей.

4. Пренебрежительное отношение к праву, готовность действовать в соответствии с принципом "вседозволенности".

5. Резко отрицательное отношение к компромиссам, нетерпимость к противоположным точкам зрения, взглядам, позициям.

6. Брутальность как склонность к преимущественному использованию насилия в качестве метода разрешения конфликтных ситуаций.