Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
АБСЕНТЕИЗМ (лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия ...
политические организации, занимающие правоцентристские позиции на политической шкале современных государств, отстаивающие идею индивидуальной свободы в ...
в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...
понятие, имеющее политико-юридический и социальный смысл. В политико-юридическом отношении г. синонимично подданству, как принадлежности лица ...
(от лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего ...
Свобода человека обнаруживает и демонстрирует свои особенности на всех уровнях индивидуального существования — витальном, социальном и духовном.
I. Витальная свобода восходит к естественному "рефлексу свободы" (И. П. Павлов) и представляет собой способность живого существа перемещаться в физическом пространстве, преодолевать препятствия, мешающие удовлетворению его органических потребностей, приспосабливаться к требованиям окружающей среды. В основании витальной свободы находится инстинктивное стремление к выживанию и продолжению рода ,или воля к жизни.
Витальная свобода изначально дана живому существу с целью помочь ему выжить при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах и способствовать дальнейшему эволюционному развитию рода или вида. Она в полном объеме восходит к естественной необходимости, которая нацелена на решение тех же задач эволюции.
Значимость свободы как биологического фактора для живых существ со всей очевидностью проявляется в том, что опасность лишиться ее вызывает у них однозначную реакцию оборонительной агрессии.
Витальная свобода инстинктивна, бессознательна, слепа и не выходит за пределы цепи естественных причинных связей. Но ее слепота напоминает слепоту крота, точно знающего свое дело и никогда не путающегося ни в целях, ни в средствах их достижения.
Другая особенность витальной свободы состоит в том, что она вненормативна. Человеку она дана прежде любых социальных норм и может проявляться вопреки их требованиям.
2. Социальная свобода присуща только индивидам, живущим в обществе. Она представляет собой возможность удовлетворения ими своих социальных потребностей, способность перемещения в социальном пространстве. Она связана с потребностью в социальном просторе для действий, связанных с самоутверждением личности в обществе, с ее готовностью не только приспосабливаться к социальной среде, но и приспосабливать среду к своим нуждам и требованиям.
Субъективным основанием социальной свободы является также воля; но это уже не воля к жизни, а воля к социальному самоутверждению, то есть воля к власти, победе, успеху, богатству и т. д.
Социальная свобода нормативна, она предполагает наличие морально-правовых ограничений, регулирующих ее проявления. Общество, государство, мораль, право требуют, чтобы проявления социальной свободы людей вписывались в рамки существующих требований социальной необходимости.
Человек, чтобы быть свободным, должен знать эти требования, считаться с ними. В противном случае он не сможет эффективно пользоваться имеющимися легитимными возможностями полноценной общественной жизни и предоставленным в его распоряжение социальным пространством.
Социальная свобода — это своего рода дар социума индивиду. Социум в лице государства дает личности столько свободы, сколько считает нужным дать. И мера этой свободы не выходит за пределы социальной необходимости, остается тождественна ей.
Социальная свобода значительна, если она проявляется в пределах, установленных цивилизованными нормами, гуманными правовыми принципами. Но если эти рамки утверждены авторитарным или деспотическим режимом, то индивидуальная мера социальной свободы внутри них оказывается крайне мала.
3. Духовная свобода — это возможность культурного сознания существовать в пространстве и времени универсума мировой культуры, в мире познавательных, художественных, нравственных, экзистенциальных и других ценностей.
В основании этой разновидности свободы находится воля к духовному совершенствованию, к установлению духовных отношений, связывающих людей.
Духовная свобода сверхнормативна, то есть предполагает неограниченную, ориентированную на высшие идеалы перспективу для духовных восхождений личности. В ней преобладает целевая детерминация, в результате которой духовное "Я" устремляется к им же самим избранным целям, исходя из собственных внутренних побуждений.
Свободное духовное "Я" способно активно противостоять жесткому напору внешних природных и социальных обстоятельств. Но оно также может быть способно к добровольно-стоическому подчинению их диктату во имя высших нравственных задач. В обоих случаях это будут проявления духовной свободы, сходные между собой по мотивам.
Духовная свобода — не дар государства личности. Она возникает только как плод собственных, неустанных духовных усилий человека.