Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Экзистенциология правосознания

Экзистенциальная психосоциология права — это сфера нравственно-психологических проблем, где человек выступает как родовое существо, представляющее предельно широкую социальную общность — человечество, и где он имеет дело с естественно-правовыми нормами и всеобщим жизненным смыслом.

Отыскивание смысла в собственных отношениях с миром в целом и социально-правовой реальностью в частности составляет неотъемлемую черту духовного бытия социализированного индивида. Поскольку смысл не самоочевиден, не лежит на поверхности общественной практики и даже не содержится в предметах как таковых, а является плодом напряженных аналитических усилий человеческого разума, то для его обнаружения в каком-либо конкретном социально-правовом явлении необходимо рассматривать это явление во взаимосвязях с другими, выявлять все многообразие взаимозависимостей между ним и окружающей его реальностью и интегрировать все это в сферу жизненных интересов конкретных человеческих субъектов. Из этих обнаруженных, рационализированных и интегрированных связей и образуется искомый смысл.

Смысл, как таковой, представляет собой установленные разумом объективные и субъективные — генетические, каузальные, ценностные, целевые и т. д. — связи и зависимости между субъектом и тем, что его окружает, что предшествовало нынешнему его окружению или возникнет из него в будущем.

Если личность сознает себя только частицей локальной общности, субъектом позитивного права и имеет в своем распоряжении лишь ограниченный набор целевых возможностей, проблемы смысла жизни для нее фактически не существует, поскольку тот редуцированный вариант ее решения, что предлагается локальной социальной системой с ее рассудочными морально-правовыми предписаниями, не оставляет места для исканий, сомнений, свободного выбора, то есть для всего того, что является неотъемлемыми признаками самостоятельного экзистенциального и естественно-правового самоопределения.

Лишь поднимаясь с рассудочно-морального нормативного уровня на разумно-нравственный уровень экзистенциальной рефлексии, сознавая себя носителем родовых начал, представителем всечеловеческого сообщества и в итоге оказавшись перед беспредельностью мирового культурного универсума, а значит и перед необходимостью свободной, самостоятельной ориентации в нем, человек вплотную приближается к истинно экзистенциальной проблематике. Вопросы поиска смысла жизни встают перед индивидуальным сознанием сразу же, как только оно оказывается в пограничном состоянии перехода из замкнутости локального нормативно-ценностного ареала в бесконечность ценностного универсума, то есть в пространстве перехода от социальности к духовности, от рассудочности к разумности, от моральности к нравственности, от позитивно-правовых норм к принципам естественного права.