Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания ...

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ

политические организации, занимающие правоцентристские позиции на политической шкале современных госу­дарств, отстаивающие идею индивидуальной свободы в ...

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной ...

АБСЕНТЕИЗМ

АБСЕНТЕИЗМ (лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия ...

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа ...

Социальные функции анормативности

Отклонение от должного, образцово нормативного поведения, — это, по существу, демонстрация той степени свободы, которой обладают элементы данной системы в ее пределах. Градация ступеней степени свободы может быть достаточно внушительной: от слабых, едва заметных, совершенно безобидных, не вызывающих у общественности сколь-нибудь серьезных опасений, как, например, в сфере моды, до значительных и крайне опасных, обретающих вид преступлений.

Если нормативное поведение обеспечивает стабильность, устойчивость социальной системы, то функции всех проявлений анормативности заключаются в том, чтобы обеспечивать изменчивость системы. Как источники возмущений, как очаги возмущающего поведения, аномалии вносят в социальную систему внутреннюю напряженность, разрушают привычные социальные стереотипы, выдвигают наборы новых поведенческих и мировоззренческих стереотипов, стимулируют процесс переоценки ценностей.

Нормативные и анормативные формы поведения дополняют и взаимоуравновешивают друг друга. В социальном пространстве между образуемыми ими полюсами бурлит "живая жизнь" общества, рутинная повседневность перемежается с проявлениями благородства и низости, с подвигами и преступлениями. И оказывается, что вполне обычным и в этом смысле "нормальным" проявлением социальности является не только норма, но и аномалия. Та и другая "нормальны" в силу равной необходимости, обязательности для развития социального организма. "Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой живой системы".

Нарушения норм — необходимый момент мирового процесса в целом и социального бытия людей в частности. Одним из первых это отчетливо осознал и облек в онтологически-космологическую форму древнегреческий философ Эпикур в своем учении об отклоняющихся атомах. Девиантное поведение атомов он представил как главное онтологическое основание существования свободы. Позднее, уже в Новое время, европейская мысль приблизится к пониманию свободы как важнейшего условия развития цивилизации и культуры. Таким образом, протянется логическая цепочка неоднозначных, но вполне явных зависимостей между анормативностью, свободой и культурой.

Если в стабильные эпохи на передний план выходят конструктивные формы анормативности, а деструктивные успешно гасятся социальной системой, то в в кризисные, аномийные периоды все выглядит противоположным образом: деструктивные проявления анормативности начинают повсеместно доминировать, оттесняя далеко на задний план конструктивно-созидательную анормативность.

Надеяться на то, что когда-нибудь человечество сможет полностью избавиться от негативных форм анормативности, оставив в своем арсенале лишь возможности для ее позитивных форм, вряд ли приходится. Когда-то Достоевский сказал устами героя своих "Записок из подполья", что человек никогда не откажется от возможности учинять разрушения и хаос. Потребность отклоняться от норм, нарушать запреты, как это демонстрирует библейская история о грехопадении прародителей, - укоренена в самой человеческой природе. И задача заключается не в том, чтобы избавится от этой потребности, а в том, чтобы создавать необходимые социальные условия и предпосылки для ее позитивных трансформаций в нужные обществу цивилизованные, культурные формы.