Приложение 2
Рекомендации для определения содержательных характеристик письменных студенческих заданий
Рекомендации для определения содержательных характеристик письменных студенческих заданий
Предлагаемые рекомендации ориентированы на постепенное развитие навыков прикладной аналитики и оперативного формулирования знаний в области политической и международной проблематики в письменном виде. Важнейшими моментами при этом являются выбор темы письменной работы, практическое применение аналитических приемов и соблюдение последовательности этапов проведения научного исследования.
Выбор темы письменных заданий
Выполнение небольших по объему письменных заданий является непосредственной подготовкой к серьезной аналитической работе. В рамках преподавания различных политологических дисциплин существует возможность предложить широкий выбор тем для самостоятельных студенческих исследований с учетом уровня общей подготовки слушателей и их личных предпочтений. Формулировка темы должна быть достаточно краткой и максимально точно отражать содержание работы.
Наиболее простые задания обычно связаны с анализом материальных объектов научного наблюдения. К этой категории относятся политические акторы, институты, события, политические решения, политические процессы и т.п. Примером темы для изучения материальных объектов мира политического могут быть «Новые акторы мировой политики» или «Государство как основной актор мировой политики». Более сложные задания ориентируют на анализ знаний о политике, таких как концепции, теории, идеологии, ценности и верования, например «Современные политические идеологии». Самые сложные задания предусматривают сочетание в рамках одного исследования предметных и концептуальных характеристик объекта научного наблюдения, например «Перспективы иракского урегулирования» или «Национализм как фактор мировой политики», «Стратегия преодоления разрыва между Севером и Югом».
Объемы письменных заданий зависят от степени сложности и могут составлять от 3 до 24 печатных страниц.
Основные аналитические характеристики письменных заданий
На начальных стадиях обучения уровень требований к научным аспектам студенческих работ обычно ограничен. Тем не менее, выполняемые по тематике учебных курсов задания должны отвечать профессиональным критериям. Ниже приводится примерный перечень характерных аналитических приемов, которые желательно использовать при написании студенческих работ. В зависимости от подготовки студенты могут знакомиться с этими приемами постепенно либо сочетая их в рамках одного задания.
Анализ содержательный — предполагает установку на рассмотрение соотношения между различными типами политических событий, политичес кими документами или их частями. Аналитическое рассмотрение проблема тики включает обоснование значимости события или документа, а также предположений о перспективах развития ситуации, связанной с объектом рассмотрения. Например, студентам может быть предложено рассмотреть различные аспекты процессов глобализации и сделать заключение об их предполагаемых последствиях для российской экономики.
Анализ причинно-следственный — предполагает формулирование и последовательное изложение рассуждений о причинах конкретного события. Например, причины начала войны в Ираке.
Аргументация — предполагает доказательство или опровержение определенных положений. Обычно аргументы выдвигаются в связи с рассмотрением нормативных утверждений и опираются на доказательства и примеры. В частности, преподаватель может дать задание, включающее перечисление аргументов в поддержку (или против) политических акций различного уровня, например предстоящего подписания международного соглашения.
Игассификация — предполагает качественно-количественное определение параметров системы классификации социальных или иных объектов, таких как, например, типы этнических общностей, проживающих в конк ретной стране, типологии политических систем или политических партий.
Оценка взаимодействия — предполагает описание того, как политические феномены функционально связаны между собой. Например, как личные качества лидера влияют на предпочтения избирателей или как осуществляется процесс принятия решений на уровне высших органов законодательной и исполнительной власти.
Развернутое определение — предполагает формулирование основных содержательных характеристик концепции, термина или выражения, вы ступающих в качестве элементов политического лексикона. Предметом учебных заданий, ориентированных на построение развернутого опреде ления, является рассмотрение таких понятий, как, например, демокра тия, рыночная экономика, этнократия и т.п.
Сравнение — предполагает качественно-количественное определение различий и сходства между политическими акторами, институтами, сие темами или событиями.
Типичным заданием для выполнения письменной работы с исполь зованием приемов сравнения может быть тема: «Сравнительный аналт участия российских регионов во внешнеэкономической деятельности».
Последовательность в проведении научного исследования
Развитие навыков прикладного изучения политических ситуаций и процессов, а также отработка форм документального представления результатов исследования происходит и за счет методических разъяснений в отношении общих характеристик исследовательского процесса. На вводных или других специально отведенных для этого аудиторных занятиях целесообразно дать панорамный обзор состояния современных научных исследований политики в ее страновом и международном измерениях, предложить слушателям высказать свои соображения о наиболее перспективных областях приложения аналитических усилий. На фоне этого обсуждения полезно обратить внимание на то, что процесс политического исследования в обобщенном виде заключается в постановке вопроса (выдвижение гипотезы), сборе фактологических или иных данных, анализе данных и формулировании выводов. Весь исследовательский цикл может быть представлен в виде модели:
Гипотезы — Доказательства — Выводы —
Знание.Гипотеза — это вероятностное по смыслу обобщение, которое проверяется. Гипотеза утверждает ожидаемое соотношение между зависимыми переменными (событие, которое объясняется) и независимыми переменными (событие, которое является или считается причиной и лежащее в основании явления). Гипотеза утверждает то, как изменение в независимой переменной (переменных) изменяет зависимую переменную (переменные).
Доказательства — система обоснования гипотезы о связях зависимых и независимых переменных. В современных исследованиях различают качественные и количественные доказательства. Качественные доказательства: субъективные или авторские суждения (качественные данные), обычно взятые из интервью, наблюдений или высказываний экспертов. Количественные доказательства: предметные или числовые данные (количественные данные), обычно полученные из статистических обзоров, опросов общественного мнения или прикладного эксперимента.
Выводы — утверждения, сформулированные автором относительно связи между гипотезой и доказательством при констатации основных характеристик этой связи. Выводы могут опираться на доказательства, основанные на различных видах авторской аргументации. В частности, различают аргументацию, которая основана на верованиях, фактах, распространенных суждениях, количественных данных, статистике, экспертных заключениях, конкретных примерах.
Разумеется, характеристики распространенных аналитических приемов и основных этапов исследовательского процесса представлены весьма упрощенно. Однако без учета их особенностей результаты даже учебной научной работы не могут претендовать на объективность и адекватность отражения реального мира. В этой связи полезно, чтобы при выполнении самостоятельных письменных заданий студенты стремились не только отразить чисто содержательные моменты, которые привлекают их внимание, но и адекватно применять основные аналитические приемы и соблюдать последовательность в проведении научного исследования.