Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

19.2. Функции религиозной идеологии

Идеология, в том числе и идеология религиозная, появляется в обществе потому, что в ней возникает потребность. Но какие же функции выполняет религиозная идеология?

Познавательная функция. Каждая идеологическая система предлагает свою совокупность знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта классов и социальных групп. Основываясь на этих знаниях, идеология создает свою модель истории человеческого общества и места в ней той социальной группы, этноса или конфессии, интересы которых и обосновывает данная идеология.

Религиозная идеология дает верующему целостное и завершенное мировоззрение, касающееся и его политических взглядов и поведения. В религиозном сознании все непонятное и неподвластное разуму восполняется верой. В силу этого для религиозного восприятия нет нерешаемых проблем, в том числе и в сфере политики, и нет остающихся без ответа вопросов. Если самому верующему, даже на основании изучения священных текстов, может быть что-либо непонятно в происходящем, то на эти вопросы дадут свое авторитетное суждение религиозные лидеры.

Ценностная (аксиологическая) функция. Каждая религия опирается на свою систему ценностей — политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т. п. Религия помогает верующему принять и усвоить определенные политические (как, впрочем, и этические и социальные) идеалы. В их число входят представления о наиболее совершенном общественно-политическом устройстве, высшей справедливости и о тех политических партиях и организациях, которые способствуют претворению этих идеалов в жизнь.

Признание определенных идеологических ценностей индивидом обычно способствует также и усвоению определенных норм и правил поведения, а также нередко и предпочтений в области культуры. Гражданин, осознанно разделяющий конкретные идейные ценности в политике, всегда делает сознательный выбор. Как правило, разделяющие

368 Глава 19. Религия и политика

19.3. Общая характеристика религии 369

пая диктатура, запретившая все политические партии и всякую политическую деятельность, особенно в университетах, то одним из первых указов военного режима стало требование всем студентам носить одинаковую прическу во имя «национального единства». Подобный указ был вызван тем, что поклонники ультралевых идей среди турецких студентов носили длинные волосы под Че Гевару, сторонники фашистской организации «Серые волки» — длинные «османские» усы, а исламские фундаменталисты брили голову, но зато отпускали окладистые бороды.

Необходимо выделить также мобилизующую функцию, когда осуществляется конкурентная борьба с представителями других религий, и регулирующую функцию религиозной, как, впрочем, и светской идеологии. В самом деле, религия представляет собой всеобщий регулятор общественной и личной жизни. Как правило, все конфессии обладают системой требований, определяющих повседневное поведение своих последователей дома и в обществе. Нельзя не признать, что общество, в котором религия играет значительную роль, как правило, более стабильно и организованно, чем светское. В этом смысле не лишенная цинизма фраза Вольтера о том, что нельзя управлять даже маленькой деревней, если она заселена безбожниками, вполне справедлива. Религия объединяет людей в сообщества, призывает их соблюдать моральные и политические требования.

Сходной регулирующей функцией отличаются и светские идеологии.

И наконец, религиозно-политическая идеология выполняет прогностическую функцию, т. е. моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Религия, как правило, идеальное общество переносит на небо, но тем не менее каждая религиозная идеологическая система всегда имеет свой проект идеального общественно-политического порядка и на земле.

Как видим, религия часто направляет, развивает, упорядочивает политическое развитие общества.