Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Самая молодая из мировых религий ислам на сегодняшний день может считаться и самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы. В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама уже перепробовали попытки введения у себя демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических
380 Глава 19. Религия и политика
диктатур. Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.
Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.
В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:
1. Таухид (единобожие).
2. Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда).
3. Хиляфа (наместничество).
Принцип единства Аллаха всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально. Ни один индивид, семья, класс общества или раса не имеет права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем, и Его предписания — закон. Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.
«Хиляфа» с арабского языка переводится как «представительство». Поскольку человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником, он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом. В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.
Борьба за власть между преемниками пророка уже в VII в. породила раскол ислама на существующие и поныне направления — суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм. Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что править мусульманами могут только потомки Али, а все остальные правители не могут считаться истинными. Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы — духовные лидеры. В X в. один из таких шиитских имамов пропал без вести. Однако шииты считают, что имам не погиб, а скрылся и со временем вернется в этот мир и установит царство справедливости.
В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране — Иране. В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свергнув прозападный режим шаха
19.4. Политические доктрины христианства 381
и установив весьма своеобразный политический режим — исламскую республику. В Иране существуют парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель — факих, или рахбар. В конституции Ирана записано, что она действует временно, до тех пор, пока не вернется «сокрытый имам». Пример Ирана вдохновляюще действует на шиитов в других странах исламского мира.
Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны — сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда). После ликвидации халифата в 1924 г. у суннитов отсутствует единое духовное руководство. Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.
Итак, религизация политики и политизация религии являются одними из наиболее ярких феноменов политического развития мира в новом веке.