Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
В первобытном обществе государство не существовало. Первые известные нам города-государства (полисы) возникли в возникли в IV-Ш тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Египте, Горном Перу и др. Но теории государства зародились значительно позже, в Древней Греции.
Одним из первых теоретиков государства являлся Платон (427-347 до н. э.), создавший модель «идеального государства», состоящего из трех сословий и управляемого философами.
Ученик, последователь и оппонент Платона Аристотель (384-322 до н. э.), описавший 158 известных ему полисных государств, в своем трактате «Афинская полития» дал классическое определение взаимоотношений человека с государством: «Человек по природе своей существо политическое. Стоящий вне государства – либо бог, либо зверь». Развивая эту мысль далее, Аристотель писал: «Человек, нашедший своё завершение в государстве, – совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает самое жалкое место в мире». Аристотель восхвалял государство как совершеннейшую форму человеческого общежития. По его мнению, государство – это олицетворение разума, справедливости, красоты и общего блага.
Почти 2000 лет спустя английский философ Томас Гоббс (1588-1679), напротив, сравнивал государство с библейским чудовищем Левиафаном, пожирающим жизни целых поколений людей. Т. Гоббс считал, что человека надо защищать от хищной пасти этого всемогущего и всепоглощающего чудовища.
Контраст между аристотелевской и гоббсовской оценками государства разителен. Какая же из этих двух полярных точек зрения ближе к истине?
В европейской политической мысли вплоть до ХVI века господствовала аристотелевская традиция: государство понималось как особый род человеческого общежития, возникший (в христианской традиции – данный людям Богом) ради общего блага и счастливой жизни. Основными целями государства считались политическое сообщество и политическое общение. Такая интерпретация государства свойственна виднейшему католическому философу, «доктору церкви» Фоме Аквинскому (1225-1274). И даже в ХVШ в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) считал государство «самоуправляющимся объединением людей под эгидой правовых законов».
Однако с ХVI в. стала утверждаться и другая, альтернативная интерпретация государства. Французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) определял государство как «постоянную и абсолютную власть», руководящую людьми с позиций суверенитета (верховенства) над ними, через собственные органы. Ту же версию отстаивал и Томас Гоббс, считавший государство (воплощенное для него в монархе) машиной упорядочения общества при помощи и страха и насилия. Джон Локк (1632-1704) ставил интересы личности выше интересов государства и требовал для индивида гарантий ограждения его прав от государственного насилия и произвола. Современник И. Канта Томас Пейн (1737-1809), американский демократ, голосовавший во французском Конвенте против казни Людовика ХVI (1793 г.), не симпатизировал государству, считал его органом подавления гражданских прав и свобод личности и рекомендовал максимально контролировать и ограничивать воздействие государства на личность, в особенности не допуская его вмешательства в личную жизнь граждан.
С ХVШ-ХIХ вв. государство стали рассматривать уже не столько как правительственно-бюрократический аппарат, сколько в качестве совокупности норм, отношений, ролей, процедур и институтов, но и здесь не было единства мнений: природа и социальное назначение государства в политологии до наших дней понимаются неоднозначно.
Теократическая теория рассматривает государство как произведение Божьего промысла, утверждая, что всякая власть происходит от Бога. Первые государства на планете действительно имели иерократическую форму: они либо возглавлялись жрецами, либо сам царь являлся верховным жрецом, либо, наконец, личность и власть царя обожествлялись. Божественное право и происхождение придавало государственной власти исключительный и универсальный авторитет, а решениям государства – строгую обязательность.
Патриархальная концепция видит в государстве «большую семью», в которой отношения монарха и его подданных копируют взаимоотношения отца с собственными детьми (китайский философ Конфуций и др.) Государство возникает на кровнородственной основе, из соединения родов в племена, а племен – в общности и государства (Ж. Боден). Монарх заботится о своих подданых, как о детях, а те повинуются ему, как отцу.
Теория «общественного договора», созданная английскими, французскими и американскими мыслительными эпохи Просвещения (ХVII-ХVIII вв.), утверждала, что государство – это «общественный договор», заключив который, люди добровольно ограничили свою свободу во имя надежного обеспечения своих естественных прав, свобод, защиты личности и собственности.
Марксистская теория государства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) исходит из приоритета материальности производства и отношений собственности. С появлением частной собственности и разделением общества на классы классу-собственнику средств производства понадобилось орудие обеспечения своего классового господства и подавления угнетенных классов – этим орудием стало классовое государство.
Теория насилия (Л. Гумплович) считает, что государство возникло в результате прямого политического насилия (внутреннего или внешнего – завоевания, подчинения, порабощения). Государство – это орудие управления побежденными, созданное победителями.
Однако в жизни каждого государства определяющим моментом является его общесоциальное назначение: государство интегрирует общество, цементирует все социальные слои для обеспечения внутреннего развития и внешней безопасности. Оно представляет всеобщие интересы и выступает арбитром внутриобщественных конфликтов.