Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Политические интересы социальных групп и индивидов реализуются в конкретной политической деятельность людей.
Политическая деятельность подразделяется на:
- государственное управление;
- политическое лидерство и руководство;
- политическое участие рядовых граждан.
Государственное управление – это форма политического управления обществом, при которой государство как центральный субъект политической власти, обладающий универсальным комплексом публично-властных полномочий, осуществляет целенаправленное регулирование коллективных ресурсов общества, используя легитимные формы социального общения, легальные способы взаимодействия с социальными группами и индивидами, официально применяя административные методы руководства и принудительные санкции.
Политическое лидерство и руководство – это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом в целях осуществления целенаправленной политической линии (курса).
Политическое участие – это вовлечённость индивидов (в той или иной форме) в процесс функционирования политико-властных отношений.
Формами политического участия являются:
- голосование на выборах и референдумах;
- участие в политических митингах и демонстрациях;
- членство в политических партиях и движениях;
- добровольная помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и политических партий и др.
Политическое участие может быть классифицировано по различным основаниям:
А) По мотивации действий (классификация американского политолога С. Хантингтона). Политическое участие подразделяется на:
1) автономное (сознательное включение личности в политику);
2) мобилизованное (вынужденное страхом или принуждением включение личности в политику).
Б) По отношению к действующему в государстве законодательству выделяют:
1) конвенциональные формы политического участия (легальные, законные формы);
2) неконвенциональные формы политического участия (отказ повиноваться распоряжениям властей, участие в незаконных акциях протеста – демонстрациях и др.)
В) По степени реального участия в политике (классификация американских политологов С. Вербы и Н. Ная) выделяется шесть градаций участвующих в политике (граждан США):
1) политические активисты, распространяющие свою деятельность на всю сферу политики (18%);
2) вовлечённые в решение только местных проблем (20%);
3) активные участники предвыборных кампаний (15%);
4) участвующие только в голосовании (21%);
5) занимающиеся политической деятельностью для решения личных проблем (4%);
6) абсолютно пассивные (22%).
Один из наиболее популярных критериев политического участия граждан – их электоральная (выборная) активность. В 1980-1990-х годах в парламентских выборах в Великобритании участвовало свыше 80% населения, в Норвегии – около 75%; в президентских выборах в США – до 60%, в выборах первого президента Российской Федерации – более 80%.
Эмпирическими исследованиями выявлен ряд характерных особенностей электоральной активности:
- активность избирателей на общенациональных выборах во всех странах выше активности избирателей на местных выборах;
- в политический процесс более вовлечены люди с известным уровнем образования и материального достатка; малообразованные и бедные люди пассивны;
- мужчины более активны в политических действиях, чем женщины;
- наиболее активный в политике возраст – от 35 до 55 лет;
- политическое участие молодежи отличается некоторым радикализмом форм;
- наибольшую склонность к акциям протеста проявляют лица, уже имевшие опыт улучшения своего положения и надеющиеся его повторить.
Какой уровень политической активности граждан можно считать «нормальным» для общества?
Радикально-демократическая позиция отстаивает максимально широкое (даже всеобщее) участие граждан в управлении государством.
Элитистская позиция призывает ограничить участие масс в политике разумными пределами, опасаясь политического непрофессионализма и стихийно-разрушительных действий масс.
На практике в политически спокойные периоды аполитичность граждан может служить позитивным фактором политической стабильности; в кризисные моменты общество нуждается в высокой политической активности большинства своих членов. Обе крайности в политике равно опасны, предпочтительны умеренность и уместность.