Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Динамика политического процесса – это циркуляция разнообразных по силе и направленности потоков политической активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок.
Выделяются два основных режима протекания политических процессов:
1) режим функционирования;
2) режим развития.
А) Режим функционирования – это период устойчивой деятельности политических институтов, применения государственной властью традиционных методов управления, отлаженного действия политических процедур (конституционных, законодательных, избирательных и др.), ожидаемого поведения всех политических субъектов. Для режима функционирования характерна цикличность – повторяемость стадий и способов взаимодействия основных субъектов политики.
Внутри цикла политического процесса американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили несколько фаз (стадий) осуществления функций политики – системных (социализация, рекрутирование, коммуникации) и процессуальных (артикуляция интересов, их агрегирование, выработка конкретных политических мер их осуществления).
На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп (т. е. их формулирование и выражение в общепонятной форме).
На второй стадии происходит «агрегирование интересов»ь – их укрупнение, сведение частных (местных, отраслевых, интересов в обобщённый политические интерес, выразителем которого становятся крупные политические партии и движения.
На третьей стадии достигается «консенсус» (согласие) основных заинтересованных сил и вырабатывается определенная политика (главным образцом, благодаря деятельности органов законодательной власти).
На четвертой стадии осуществляются коллективные аналитические решения, воплощаемые в практической деятельности органов исполнительной власти (мобилизация экономических ресурсов, исполнение бюджета и др.)
Стереотипные способы решения политических проблем воплощаются в политических технологиях. К их числу относятся:
- избирательные технологии;
- информационно-аналитические технологии;
- рекламно-имиджевые технологии;
- политический маркетинг;
- лоббирование;
- политическое консультирование и др.
Избирательные технологии – это комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и иных мероприятий, направленных на достижение победы на выборах отдельного кандидата в депутаты или определенной политической партии.
Для организации избирательной компании создается «команда»(«штаб»). В её составе существует три уровня:
- организационное ядро (руководители-координаторы, финансовые директора и агенты, доверенные лица, пресс-секретари, начальники технических служб безопасности, транспорта и др.);
- «узкие специалисты» (аналитики, прогнозисты, имиджмейкеры, юристы, составители речей и др.);
- «рядовые активисты» (сборщики подписей, расклейщики плакатов, распространители листовок и др.).
«Мозговой центр» («штаб») разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от наличия ресурсов. «Узкие специалисты» выявляют наиболее актуальные социальные проблемы и методы ведения предвыборной борьбы, создают имидж кандидата. «Рядовые активисты» выполняют конкретные действия по завоеванию поддержки избирателей.
Другим вариантом политической технологии является лоббизм (от английского «лобби» – коридор, «кулуары парламента»). Изначально лоббизм понимался как теневая, закулисная политика и вызывал осуждение (уподоблялся политической коррупции, продажности). Однако в США, например, лоббирование было легализовано в 1946 г., а в 1995 г. был принят закон об открытости лоббирования, требующий от лоббистов указания своих клиентов и раскрытия финансовых отношений с ними. (Одновременно предусматривались наказания за фальсификации, ограничивалось лоббирование в пользу иностранных государств).
Лоббисты действуют «внутри» властных структур, представляя интересы различных групп (экспортёров, импортёров, агропромышленного комплекса, военно-промышленного комплекса и др.); они добиваются позитивных для своих клиентов решений, применяя манипулирование финансовыми средствами различных фондов, используя обещания поддержки в избирательных кампаниях, при проведении других законопроектов и т. д.
Б) Режим развития означает более или менее радикальное изменение в деятельности политических институтов.
1. Возможны как революционные, так и реформационные изменения.
Революционные изменения меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, роль и место главных политических акторов и др.).
Реформационные изменения направлены на совершенствование (преобразование) отдельных сторон политической системы.
Порой радикальные преобразования политической системы достигаются мирным, реформаторским путем: так было в Восточной Европе в конце 1980-х–начале 1990-х годов. (Этот процесс слияния революционаризма с реформаторством Т. Г. Эш назвал «рефолюцией»).
2. Изменения могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
Большинство современных политологов считает, что прогрессивны такие изменения, в результате которых:
- политическая система лучше адаптируется к обновляющимся социальным требованиям;
- нарастает дифференциация структур и функций государственного управления;
- сокращается применение государственного насилия;
- возрастают возможности социального давления на политическую систему;
- повышается компенсация политических элит;
- активизируется интеграция общества и т. д.
Если изменения носят противоположный характер, то они регрессивны. Если изменений не происходит вовсе, то наблюдается одноплановый (плоскостной) тип развития политической системы.
3. Политическая система может испытывать «внутрисистемные» и «переходные»(«транзитные») преобразования.
«Внутрисистемные» преобразования направлены на совершенствование функционирования данной политической системы.
«Переходные («транзитные») преобразования приводят к смене одной системы другой (по К. Марксу: первобытность – рабовладение – феодализация – капитализм – коммунизм; по современной западной концепции: доиндустриальное общество – индустриальное общество – постиндустриальное, информационное общество).