Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Изучение политической системы общества требует рассмотрения проблем политического сознания. Дело в том, что политическое сознание неразрывно связано с политической системой, является необходимым элементом политической жизни любого общества. Политическая система обеспечивает структурно-организационную интеграцию политических процессов на различных уровнях общества. Политическое же сознание организует человеческое общество в сообщество политическое, где каждый индивид субъективно осознает и чувствует себя частью некоего политического целого. Имея политические устремления, переживания и ощущения, человек объективно выражает их своим положением и деятельностью в рамках политической системы. Политическая система дает политическому сознанию и ощущению объективную, оформленную в виде политических институтов, структур и отношений между ними, основу.
Политическое сознание – одна из стержневых категорий политологии, обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой. Это совокупность представлений, взглядов, установок, выражающих отношение как отдельных людей, так и их различных общностей к политической власти, государству и его органам, партиям, политическим организациям и движениям, традициям, нормам политической жизни, политическим ценностям. Это совокупность взглядов, оценок и эмоций, касающихся политики.
В литературе широкое распространение получило определение политического сознания как осознания сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Политическое сознание – это отражение в сознании людей политического бытия, другими словами политическое сознание – это субъективный образ политического бытия. Субъективность образа означает прежде всего принадлежность его субъекту, а не объективному миру.
На политическое сознание, его характер оказывают влияние социально-экономические, исторические, национальные и культурные особенности общества, а также глобальные, общечеловеческие проблемы.
В то же время политическое сознание является выражением интересов людей и их общностей. Поэтому в политическом сознании вместе со сторонами, которые представляют собой копии, фотографии реального и существовавшего ранее политического бытия содержится и то, что обусловлено спецификой жизненного опыта, интересами, установками, социальной позицией субъекта.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что политическое сознание, будучи непосредственно детерминированным политическим бытием, не является пассивным отражением этого бытия. Во-первых, оно способно прогнозировать и моделировать политические процессы. Во-вторых, оно влияет на политическую жизнь общества, а через нее – на его экономические, социальные, духовные отношения. В-третьих, политическое сознание определяет направление политической деятельности социальных групп, политических партий и общественных организаций, политических лидеров и обычных людей. Поэтому практика управления социальными процессами должна учитывать состояние политической сознательности во всех ее проявлениях, стремиться к консенсусу в политических позициях, способствовать формированию политической сознательности, которая бы отвечала потребностям общественного прогресса.
Политическое сознание – явление противоречивое. Как уже отмечалось, оно, отражая политическое бытие, может опережать его, отставать от него, соответствовать ему. Внимательный анализ противоречий политического сознания позволяет выявить серьезные пороки общественного организма. Это означает, что в управлении обществом важно не только проводить экономический, статистический анализ общественной жизни, но и изучать, исследовать состояние политического сознания.
Характеризуя политическое сознание, необходимо отметить, что оно неразрывно связано, взаимодействует с другими формами общественного сознания. Это взаимодействие различных форм общественного сознания является одним из законов, характеризующих общественное сознание. Какую бы мы не взяли форму общественного сознания: будь то политическое, правовое, философское или религиозное, нравственное, художественное равно как и любое другое, то обнаружим ее влияние на другие формы сознания.
При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарных обществах «под каблуком» господствующего политического сознания (и политической практики, разумеется) находятся, по существу дела, все остальные формы. Из содержания нравственного сознания выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Гитлер, например, публично провозгласил «освобождение» немцев от такой, по его мнению, химеры, как совесть. В «служанку» политической идеологии превращается философия, которая в значительной степени была вынуждена приспосабливать свои выводы к потребностям и мифам тоталитарного режима. Превратные изменения происходят и с религией и другими формами общественного сознания. В свою очередь, другие формы общественного сознания воздействуют на политическое сознание. К примеру, моральные и правовые ограничения могут оказывать существенное влияние на форму и направления политических процессов в обществе.
Политология рассматривает политическое сознание как сложное, многомерное и многоуровневое понятие.
Его основными компонентами являются:
а) научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории;
б) ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология;
в) чувственные и эмоциональные элементы сознания, т. е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию.
Интегральным выражением политического сознания, возникающим при взаимодействии его трех важнейших составляющих, служит феномен политической воли, которая выражает активно действующее политическое сознание и формируется через убеждение. Воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия.
Социологический анализ предполагает дифференциацию политического сознания в зависимости от его субъекта. Согласно такому членению выделяются: политическое сознание общества, нации, социальной группы, личности.
Гносеологический подход позволяет выделить в политическом сознании несколько уровней: эмпирический, обыденный и теоретический.
1. Эмпирический уровень – это первая ступень духовного отражения политической жизни, в которой непосредственно фиксируется практический опыт субъекта. Этот уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. Образы эмпирического сознания теоретически не обобщаются. Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Важной особенностью эмпирического политического сознания является то, что характерные для него мысли, взгляды, чувства могут прямо перерастать в действие, поведение.
2. Обыденный уровень. Его часто отождествляют с эмпирическим уровнем. Но это разные понятия. Обыденное сознание не является эмпирическим, так как включает в себя идеологические и теоретические элементы. Обыденное сознание являет собою совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно из обыденной практики той или иной социальной группы.
Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Непосредственная связь с жизнью и социально-психологические характеристики придают эмпирическому и обыденному видам политического сознания особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
3. Теоретический уровень политического сознания характеризуется наличием систематизированных знаний о сфере политических отношений. Он представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Теоретическое сознание тесно связано с наукой и идеологией того или иного класса, правящей элиты.
Наличие осознанных политических воззрений на теоретическом уровне дает возможность ставить и решать важнейшие политические цели и задачи; определять средства и методы их достижения; вырабатывать направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем; корректировать политику с учетом данных практического опыта; научно прогнозировать реальный ход политических событий.
Уровни политического сознания характеризуют степень компетентности индивида в сфере политики. Они как бы фиксируют меру отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания человека. Но политическое сознание рассматривается и с точки зрения его субъектности, то есть по критерию носителя данного сознания. На этой основе выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Массовое политическое сознание – это совокупность наиболее типичных для данного общества в целом оценок политического развития, а также чувствований и психических переживаний, связанных с политикой. Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей людей, а также характер их знаний об общественно-политической действительности.
Массовое политическое сознание достаточно динамично, оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. В эти периоды накапливается исторический опыт – как позитивный, так и негативный. Опыт играет важную роль в формировании и развитии политического сознания. Массовое политическое сознание подвержено влиянию многих факторов – различных социальных потрясений, ошибок в выработке и осуществлении политического курса правящей элиты, обострения международных отношений, рост преступности и т. п.
Групповое политическое сознание – это обобщенное сознание определенных групп, связанных с политикой. В качестве таких групп выступают как большие общности – социальные классы, национально-этнические образования, социально-демографические, территориально-поселенческие и другие, так и относительно малые образования – группа давления, политическая элита, землячество и т. п. У любой из этих и других подобных групп могут быть особенности в оценках тех или иных сторон политического развития, в чувствованиях и психических переживаниях. При этом каждая группа стремится представить свои политические интересы как такие, которые отвечают общим интересам.
Индивидуальное политическое сознание – это совокупность политических знаний, оценок, переживаний и установок личности, основанных на собственном опыте. Индивидуальное политическое сознание органически воспринимает наиболее существенные элементы массового и группового политического сознания. В то же время оно дает оригинальную интерпретацию их, перерабатывает исходя их субъективных представлений личности.
Рассмотренные массовое, групповое, индивидуальное сознания соотносятся между собой как общее-особенное-единичное.
Совокупность индивидуальных политических сознаний складывается, «сгущается» в политическое сознание общества. В свою очередь массовое политическое сознание служит основой для группового и индивидуального политического сознания.
Как уже отмечалось, политическое сознание – сложное, неоднородное образование, характеризующееся глубокой внутренней дифференциацией. В рамках этой дифференциации имеются некоторые существенные и повторяющиеся характеристики, что позволяет выделить определенные типы политического сознания. Так, в качестве основания дифференциации политического сознания могут выступать приверженность людей к определенным общественным идеалам и ценностям, характер отношений различных групп к институтам государственной власти, склонность людей к тому или иному способу деятельности в сфере политики и т. п.
В зависимости от приверженности людей определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть:
1. либеральным, для которого приоритетами в политике являются принципы свободы личности, предпринимательства, рынка и т. п.;
2. консервативным, которое направлено на сохранение традиционных общественных оснований и ценностей (модернизированное консервативное сознание выступает в качестве неконсервативного);
3. социалистическим, которое опирается на приоритет в политике принципов коллективного, социального равенства и справедливости.
Выделение в качестве основы дифференциации приверженности субъектов политики определенным формам политического устройства общества позволяет вычленить такие типы политического сознания как демократический, авторитарный и тоталитарный. Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй – на неограниченную власть одной личности, третий – не только на неограниченное господство, но и на полный контроль со стороны субъекта власти (отдельной личности или группы) за всеми сферами жизни общества.
В зависимости от характера отношения субъекта политического действия к государству, как политическому институту, политическое сознание может быть этатистским (от фр. Etat – государство). Это такой тип политического сознания, который опирается на понимание активной роли государства в общественных процессах, особенно в экономической сфере. Люди с подобным сознанием нередко склонны абсолютизировать роль государства. Они считают, что государству под силу решение всех социальных проблем. Некоторые же группы людей, наоборот, скептически относятся к государству или вообще не признают его позитивной роли в обществе. Такой тип сознания именуется анархистским (от греч. Anarchia – безвластие). Для него характерна ориентация на безгосударственное регулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства.
Среди типов политического сознания выделяются также революционное, реформистское, радикальное и др.
Каким же является политическое сознание современной России? Политическое сознание людей современного российского общества является переходным. Происходит переход от социалистического к либерально-демократическому типу сознания. Общество находится в переходном периоде, когда многие люди, особенно старшего и среднего возрастов разделяют ценности, взгляды, присущие социалистическому типу сознания, в то же время значительная часть людей, главным образом молодого возраста, становится на либерально-демократические политические позиции. Хотя этот процесс встречает на своем пути немалые трудности. Либерально-демократические ценности в их практическом применении в условиях современной России во многом уступают идеалам, ценностям социалистического политического сознания, многие из которых были реальностью при советской власти. Правда о переходном характере сознания говорят и в США по отношению к политическому сознанию американцев. Так, З. Бжезинский пишет, что состояние неуверенности, напряженности, нравственного разброда, которые характеризуют современное американское общество, есть результат одной единственной, главной причины: это общество находится в переходном состоянии между прошлым и будущим, между «индустриальным» обществом и «технотронным» ( Политология: Учеб. пособие/ Под ред. Н. И. Азарова.- М., 1999.- С. 164).
Естественно, возникает вопрос, как формируется политическое сознание? Вряд ли будет исчерпывающим традиционный ответ о том, что оно «вносится» в массы специальными идеологическими представителями класса. Этот процесс является гораздо сложнее.
Если рассматривать процесс формирования политического сознания отдельного человека, то следует иметь в виду, что этот процесс охватывает все элементы политического сознания: политические знания, политические оценки и политические установки. В процессе отражения различных политических явлений индивид приобретает (на основе собственного опыта или через усвоение общих знаний) определенные сведения о политической сфере общества или ее отдельных элементах. В совокупности эти сведения и составляют политические знания личности. Но человек не только усваивает и репродуцирует в процессе своей деятельности определенные знания, но и критически их переосмысливает, соотносит с собственным опытом, взглядами, убеждениями. Наконец, политические установки отражают не только субъективную готовность к реализации определенной модели поведения, что формируется под влиянием политических знаний и оценок, но и склонность к выработке определенных представлений о политике, оценки тех или иных явлений политической жизни.
В общем, формирование такого сложного явления как индивидуальное политическое сознание – есть процесс и результат политической социализации, то есть осознанного включения человека в мир политического. Под политической социализацией понимается процесс вхождения индивида в политическую сферу общества, последовательное приобретение им политических знаний и опыта, восприятие и освоение определенных традиций и представлений, включение этих приобретений в политическое поведение, активную политическую деятельность. В процессе политической социализации происходит приобретение и интериоризация политических норм, ценностей и убеждений; приобретение политической культуры. Процесс политической социализации – это непрерывное освоение индивидом политического сознания той социальной среды, в которой он формируется. Данное освоение не ограничивается возрастными или какими-либо другими рамками. Оно протекает всю жизнь. Индивид всегда усваивает какие-то новые политические идеи, ценности, одновременно освобождается от устаревших.
Протекание политической социализации индивида определяется как его личными устремлениями, психическими чертами, жизненным опытом, так и внешними по отношению к нему факторами, в числе которых семья, профессиональная группа, система образования, политические институты, религиозные и социальные объединения, средства массовой информации.
В ходе взаимодействия личности с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Политическая социализация в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры личности. В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности – гражданина. При этом понятие «политическая социализация» шире, чем понятие «политическое воспитание или просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным (Политология. Энцикл. словарь.- М., 1993.- С. 278).
Проявлениями взаимодействия политического сознания как такового и политической системы общества выступают функции политического сознания, то есть основные направления ее влияния на политическую систему. К функциям политического сознания относятся следующие:
1) когнитивная функция обеспечивающая отображение и осмысление политических процессов, происходящих в обществе; благодаря этому формируются политические теории, концепции, субъекты приобретают определенные политические знания;
2) идеологическая функция, призванная обосновывать, защищать и оправдывать интересы группы или общества в целом; политическое сознание группирует, обобщает различные доктрины развития и реформирования политической системы общества в цельные идеологические построения и программы.
3) коммуникативная функция, обеспечивающая процессы взаимодействия между различными элементами политической системы, а также между субъектами и носителями политических отношений;
4) интегративная функция, призванная объединять людей в рамках социума на основе определенных общих взглядов, убеждений, ценностей, норм и идеалов;
5) прогностическая функция, выражающая способность группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов;
6) воспитательная функция, задающая политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства.
В реальной политической жизни осуществление функций политического сознания детерминировано многими условиями, факторами. Так, например, в переходных общественных условиях, когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищущие пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабевает коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В этих условиях также падает политическое значение различного рода прогнозов, особенно долгосрочных; основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных кругов.
В политическом сознании многих граждан заметную роль играет религия. Несмотря на подчеркивание конфессий своей отстраненности от перипетий политики, невмешательства в деятельность политической власти, тем не менее религиозный фактор через воздействие на мировоззрение людей оказывает существенное влияние на их политические ориентации. Многие люди именно в религии находят чувство уверенности, надежды, тогда, когда объективные основания для этого в политике уже вроде бы отсутствуют. Если религия доминирует в мировоззрении человека, то она будет выполнять аналогичную роль и в его политическом сознании. Нередко религия выступает не только эффективным, но зачастую и единственным средством консолидации больших масс людей, что существенно повышает ее роль в политике. Отсюда обоюдное стремление как к подкреплению политических акций и документов высшим и неоспоримым авторитетом религиозной веры, так и к использованию политических преимуществ для обеспечения приоритета той или иной конфессии. При этом авторитет религиозной веры в политике реализуется прежде всего как феномен доверия, объектами которого могут быть личности, политические институты, их действия, информация. Фактор доверия резко расширяет границы проведения определенной политической линии: деятелю, пользующемуся доверием, прощают ошибки, не замечают злоупотреблений. Отсутствие же доверия так или иначе связывают политического деятеля, любые его действия или осуждаются общественным мнением, или вообще не находят никакого отклика, а с следовательно, и поддержки. .Это еще раз свидетельствует о том, что политическое сознание чрезвычайно сложное, многогранное явление, отражающие многочисленные стороны политического бытия. Проявляет себя в различных эмоциональных и интеллектуальных состояниях, тесно связано со многими формами духовности.