Автор: Зеркин Д.П. | Год издания: 1993 | Издатель: Ростов н/Д: Феникс | Количество страниц: 544
Политическая культура — многосложный и неоднородный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, регионально-национальный, общественной системы. В отличие от культуры общества выделяются политические субкультуры, присущие отдельным группам населения или же частям системы. Так, в российском обществе достаточно отчетливо видятся субкультуры молодежи и ветеранов войны, так называемой номенклатуры и интеллектуальной элиты (научной и художественной интеллигенции), партий, национальных групп, формирующегося слоя бизнесменов.
В зарубежной и политологической литературе уделяется значительное внимание изучению субкультуры элит (элитизм). Известна теория политических элит, сформулированная итальянским социологом и экономистом В. Паретто. Ученый около столетия тому назад описал политическую культуру сменяющих друг друга в политической истории двух типов элит — «львов» и «лисиц». Для первых характерен крайний консерватизм, непримиримость, стремление к силовым методам правления; для вторых — хитрость, коварство, вероломство и политические комбинации12. Состав правящих элит в истории изменялся. Во многих обществах у власти стояли священники, опираясь на свой контроль над религиозными догмами и символами. Господствовали военные (явно или скрыто). В современных обществах типология элит обогатилась. В конкуренции за господство участвуют интеллектуалы, бюрократы, технократы, менеджеры, партийные политики. Политические элиты могут формироваться как из верхних слоев общества, так и из маргиналов. В советских условиях при сталинизме была вытеснена революционная интеллигенция технократическими политиками. Какими бы ни были элиты, способы борьбы за власть и методы властвования во многом оставались одними и теми же. По В. Паретто, — это убеждение, согласование и обман, хитроумные средства одурачивания масс, введение их в заблуждение и применение силы. Образная характеристика субкультуры «львов» и «лисиц», данная итальянским ученым, не утратила свою актуальность по сей день. Она применима к элитам, фигурирующим в настоящее время на политической арене нашей страны.
Обусловленность политической культуры социальной системой находит свое выражение в наличии разных типов культур.
В книге «Введение в политологию» (американских авторов Майкла Д. Роскина и других) гражданской культуре посвящен отдельный параграф в главе о политической культуре. Это соответствует тому пониманию данного явления, которое было развито Г. Алмондом и С. Вербой. Гражданская культура, согласно их концепции, — смешанная политическая культура. Она не сводится к какому-то одному типу политической культуры как ориентации, имеющихся у людей относительно политического процесса, а включает в себя нечто большее: совокупность противоречивых позиций и ориентаций, свойственных приходской, подданической и активистской моделям культуры.
В нашей стране эта проблема актуализировалась в условиях становления гражданского общества. Один из инициаторов ее разработки профессор Н. М. Кей-зеров считает «ключевым» в политологии категорию гражданской культуры, без исследования которой не могут быть решены многие другие центральные политологические проблемы13. Причем трактовка гражданской культуры проф. Кейзеровым несколько иная, чем у американских авторов. Здесь более четко обозначено неполное совпадение данного понятия с категорией «политическая культура» за счет включенности в гражданскую культуру не одних только представлений ориентации и установок, связанных с политическим поведением.
Думается, что проф. Н. М. Кейзеров прав, увязывая гражданскую культуру с гражданским обществом. Не вызывает сомнения и то, что стержнем этого вида культуры являются права человека, признанные международным сообществом и составляющие основную ценность гражданского общества. В таком понимании политическая культура современного общества, независимо от его типа, базируется на гражданской культуре и институционально оформляет ее. Ценности гражданской жизни: свобода человеческой личности как таковой, а не только как гражданина государства или члена какой-либо политической организации, уважение достоинства человека, его естественное право на нормальные условия труда и жизни, социальная справедливость и солидарность — составляют фундамент политической и социальной демократии. Не случайно в настоящее время все чаще политики обращаются к гражданским механизмам, общечеловеческим интересам, общественному согласию, национальной консолидации для разрешения самых острых политических противоречий.