Автор: Зеркин Д.П. | Год издания: 1993 | Издатель: Ростов н/Д: Феникс | Количество страниц: 544
Социальная жизнь есть совокупность разнообразных процессов: тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязей причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов.
Политический процесс — это особый вид социально-исторических процессов. Его специфическая черта — достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией.
Характер и конкретное содержание политического процесса определяются особенностями данной политической системы и существующего режима. Тип политического процесса — зависимая переменная от политической системы и ее существенный компонент.
Каждой системе свойственны свои типы политического процесса. Демократический характер процесса, характеризующийся участием широких масс в управлении государством и реальной свободой индивидов в политической жизни, — неотъемлемая сторона демократической системы. Тоталитарная система предполагает иной тип политического процесса, исключающий реальное политическое участие и свободу социального и политического выбора.
Основной теоретико-методологический вопрос политической науки — о соотношении объективного и субъективного приобретает особое значение при анализе политического процесса. Как рассматривать этот процесс: исключительно и в первую очередь как результат сознательных усилий индивидов, вовлеченных в политическую деятельность, или же как взаимодействие институтов и субъектов, которое возникает и воспроизводится независимо от воли и сознания участников процесса? И первая (субъективистская) и вторая (объективистская) традиции существуют в современной политологии. Одна базируется на концепции М. Вебера. Другая — на интерпретации марксизма в духе экономического материализма. Концептуальная основа анализа политического процесса, развиваемая в настоящей работе, заключается в понимании его как единства субъективного и объективного.
Политический процесс детерминирован объективными факторами, характеризуется своими закономерностями, складывающимися в результате взаимодействия институтов и сил, находящимися вне субъекта. Вместе с тем всякий процесс суть совокупная деятельность социальных и политических групп, организаций и индивидов, является своеобразной материализацией сознания и воли последних.
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся при анализе политического процесса: дихотомия рационального и нерационального. Правильно ли рассматривать политический процесс во всех его аспектах лишь как результат рационального (осмысленного) выбора, как управляемый разумом и подчиненный всецело интересам участвующих в нем субъектов? Думается, что нет. Подобное допущение нереалистично. На политическое поведение и деятельность субъектов влияют нормы, ценности и традиции, чувства, желания, наконец, менталитет. Кроме того, политический процесс происходит не в социальном вакууме, а в социальной среде, под влиянием многих объективных и субъективных явлений: экономических, социально-классовых, идеологических, культурных, психологических. Все это ограничивает поле сознательно организуемых и управляемых действий и отношений.
Понятие политического процесса — это абстракция, в некотором роде упрощенное изображение многообразной политической реальности. Эмпирически действительный политический процесс фиксируется в виде совокупности разнокачественных проявлений политического поведения и деятельности людей, структур государственного управления, деятельности политических организаций и партий, политической борьбы или сотрудничества общественных сил, наконец, активности международных сообществ.
В литературе можно найти различные подходы, предлагаемые для обобщенного анализа конкретных политических процессов. Выделим две модели политического процесса: глобальный и частный. Глобальный политический процесс имеет своим содержанием совокупные действия субъектов политики, воплощающиеся в формировании, функционировании, изменении и развитии политической системы в целом. Модель частного политического процесса может выступать в виде процессов экономико-политических, структурообразующих, идеолого-политических, политико-правовых и других, ограниченных рамками отдельных сфер общества. Она используется также при анализе политических решений: стадий, этапов, хода реализации. Как при глобальном, так и частном подходах в понимании политического процесса речь идет об активности политической системы и ее институтов, о реализации ею своих способностей и функций. Как в том, так и в другом случаях проблема сводится к анализу осуществления политическими субъектами своих интересов и общих целей. И глобальные, и частные политические процессы — это процессы действия власти в качестве инструмента управления и руководства обществом.
Политический процесс — глобальный или частный — может рассматриваться во многих контекстах. В плане историческом, когда ставится задача проследить этапы и логику развития определенного политического процесса (например, деятельности какой-то партии). В аспекте страноведческом — для выяснения специфики процесса, типичного для данной страны. В политологии широко применяется сравнительный анализ политических процессов, свойственных различным общественным системам, странам, эпохам, историческим ситуациям, режимам. Более конкретен прагматический подход: в плане анализа практических проблем, решаемых данным политическим процессом, факторов и условий его развертывания или завершения, выяснения позиций политических сил, участвующих в процессе, и т. п.
Рассмотрим в общем плане глобальный политический процесс. Его стадии (этапы): институциона-лизация и конституционирование конкретной политической системы; функционирование системы; развитие (модернизация, реформирование системы) и, наконец, ее деградация, распад. Образование любой политической системы включает создание новых, свойственных ей, политических институтов и норм, модернизацию некоторых старых институтов и интеграцию их в новую систему, узаконение формирующейся системы, то есть ее легитимацию. Создание новых политических институтов (институционализа-ция) и их узаконение (конституционирование) — две стороны одного процесса. Конституционирование — и одноразовый акт, если иметь в виду принятие Основного закона государства, и перманентно возобновляющийся процесс на основе: а) выражения согласия социальных субъектов с установившейся государственностью, режимом; б) осознания потребности в адаптации системы к изменяющейся экономической и культурной среде.
Политическая история Советского государства, как и любого другого, служит иллюстрацией единства институциокализации и конституционного узаконения системы. Конституции 1918, 1924, 1936 и, наконец, 1977 гг. знаменовали различные исторические этапы институционализации советской политической системы. Им были присущи как позитивные моменты, отражающие демократические социалистические ориентации общества, так и негативные стороны, связанные с господством авторитарного режима, блокирующего последовательную реализацию провозглашаемых в Конституциях демократических норм.
В качестве другого примера процесса конституци-онирования политической системы может служить политический процесс в КНР. Становление и развитие новой государственности и в целом системы закреплялось здесь принятием первой Конституции КНР в 1954 г., а затем периодическим пересмотром Основного Закона, по мере происходящих изменений в стране. Такие акты происходили в 1975, 1978, 1982 гг. В принятых Конституциях уточнялись, корректировались прежде всего политические цели государства, но постоянно подтверждалась его сущность как социалистического государства «демократической диктатуры народа».
Абстрагируясь от критических оценок политических процессов в СССР и КНР, отметим, что сам факт периодической конституционализации систем в этих странах соответствовал объективной закономерности, действующей в политической истории мира. О ней писал, в частности, Токвиль. Среди законов, которые действуют в человеческом обществе, подчеркивал классик политической науки, есть один... Чтобы люди оставались или становились цивилизованными, искусство объединения должно развиваться и совершенствоваться в той же мере, в какой условия становятся равными для всех1. Вопрос, однако, состоит в том, в какой мере реализовывалась эта закономерность осуществляемыми актами.
Функционирование политической системы — другой аспект глобального политического процесса. Он включает постоянное воссоздание установленных политических отношений и институтов, субъектов, норм, ценностей, символов, политического языка, всех других механизмов и ролей осуществления власти.
Функционирование политической системы — это реализация ее институтами своих функций в их взаимосвязи и взаимодействии. Анализ процесса функционирования имеет своим содержанием выяснение того, как осуществляется регулирующая деятельность политических институтов, в частности, по поддержанию установленного порядка в обществе, в какой мере реализуется способность целенаправленно влиять на поведение социальных групп и отдельных граждан, регулировать возникающие противоречия и конфликты в обществе. Функциональный анализ позволяет выявить реальную возможность саморегуляции системы и ее адаптационный потенциал. Именно анализ функционирования политической системы, ее институтов в конечном счете дает ответ на коренной вопрос: соответствует ли их деятельность, с одной стороны, базовым нормам и ценностям системы, а с другой, и главным образом, потребностям и интересам общества, человека.
Функционирование политической системы в любом типе общества выражает, с одной стороны, воспроизведение гегемонии определенных больших социальных групп (классов) или бюрократических групп, с другой, определенную степень интеграции, целостности общества на основе достигнутой меры согласования интересов слоев населения. Любая политическая система стремится быть универсальной в плане выражения, представления и реализации интересов всех социальных групп, способных быть субъектами политики. Хотя, конечно, мера выражения, репрезентации и реализации этих интересов всегда различна, что определяется влиянием, ролью тех или иных групп прежде всего в экономике, а также в политической и духовной жизни. Универсализация (конечно, относительная) функционирования политической системы связана с ее демократизацией. Демократия ведь и есть способ отбора, артикуляции и удовлетворения максимально возможных групп интересов в рамках основ данной системы политических отношений.
Процесс функционирования политической системы предполагает ее стабильность, что достигается за счет адаптации системы к изменяющейся социальной среде. Тем не менее стабильность не означает застоя, вовсе не отрицает динамизма политического общества. Хотя бы уже потому, что осуществление любой функции может быть вариативным, в зависимости от ситуации. Не трудно понять, например, что обеспечение государственной властью нормативного порядка в условиях обострения социальных конфликтов требует более широкого применения средств принуждения, нежели в атмосфере относительного социального согласия. С изменением обстоятельств, конкретной ситуации деятельности политической власти возможна смена акцентов на типы легитимации. В некоторых ситуациях вполне оправдан акцент даже на личностной (персональной) легитимности власти. В частности, в условиях кризиса.
Динамизм политических институтов и их функционирование связан также с тем, что в обществе неизбежно формируются некоторые дисфункции, порождаемые его неоднородностью. Они проявляются во всякого рода социальных напряженностях, стрессах, конфликтах, ведущим к изменениям. Политическая система не может не реагировать на это, если она стремится сохранить себя.
Таким образом, процесс функционирования системы включает как обеспечение ее устойчивости, так и необходимых перемен.