Автор: Ахременко А.С. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 333
Зарождение контент-анализа в 1930-х гг. связано с именем известного американского социолога и политолога Г. Лассуэлла. Следует отметить, что изначально одной из приоритетных сфер применения метода был политический анализ. Так, исследования Лассуэлла посвящены проблеме пропаганды в американских средствах массовой информации.
Широкое признание контент-анализ получает несколько позже — в 1950-х гг. Мощным толчком к развитию метода стал выход в свет работы американского ученого Б. Берельсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». Эта книга считается одним из наиболее фундаментальных трудов по контент-анализу и в настоящее время. Метод быстро завоевывает позиции во всех гуманитарных и даже в некоторых естественных науках, например в психиатрии.
Новый качественный скачок в развитии метода и расширении сфер его применения связан с компьютеризацией контент-анализа в 1970-х гг. Совершенствование компьютерных программ контент-аналитической обработки данных продолжается по сей день. Современные автоматизированные системы контент-анализа (такие, как Тех! Оа(а Мгшпд или Р1иеп() позволяют осуществлять поиск нужной информации в практически неограниченных массивах данных, обладают способностью распознавать речь, переводить тексты с многих языков мира и т. д.
Многообразие возможных задач, которые способен решать контент-анализ, было осознано еще на раннем этапе развития метода. Так, уже в работе Берельсона сформулировано 17 целей контент-анализа, среди которых:
• описание тенденций в изменении содержания коммуникативных процессов;
• описание различий в содержании коммуникативных процессов в различных странах;
•сравнение различных СМИ;
• выявление используемых пропагандистских приемов;
• определение намерений и иных характеристик участников коммуникации;
• определение психологического состояния индивидов и/или групп;
• выявление установок, интересов и ценностей различных групп населения и общественных институтов;
• выявление фокусов внимания индивидов, групп и социальных институтов и т. д.
На базе контент-анализа создан целый конгломерат аналитических методик, имеющих самостоятельное значение для политологии и других наук. В частности, в сфере анализа международных отношений в 1960-х гг. начинает активно развиваться ивент-анализ (анализ сообщений о событиях), в политической психологии отечественными учеными разработан интент-анализ как средство изучения политического дискурса и т. д. Некоторые из этих методов будут рассмотрены нами отдельно.