Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
В работах французского мыслителя первой половины XIX века Огюста Конта (1798 -1857) изложена позитивистская концепция развития общества и его политической жизни.
«Новая политическая философия» Конта базируется на следующих положениях:
- общество представляет собой целостную социальную систему;
- данная система закономерно развивается от своего низшего состояния к высшему и от простого к сложному;
- в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их познавательной деятельности;
- политическая деятельность людей определяется их политическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы;
- в зависимости от политического сознания людей формируется соответствующий социальный строй, решаются проблемы гражданских прав и свобод граждан.
Анализируя эволюционное развитие общества, Конт пришел к выводу, что только буржуазная республика в состоянии обеспечить буржуазное развитие общества, дать простор развитию науки и промышленности и обеспечить тем самым благосостояние общества.
Среди «естественных законов политических явлений» выделил закон расширения свободы творческой деятельности людей, которая лежит в основе развития общества. Это касается и свободы политической деятельности, которая при этом не должна превращаться в анархию, разрушающую социальный порядок, в том числе политический и правовой. Для подготовки людей к творческой деятельности во всех сферах, по Конту, необходимо введение «общего образования для всех мужчин и женщин».
Еще одним «естественным законом политических явлений» Конт считал социальное неравенство. Социальное неравенство, определяемое неравенством способностей - природных и приобретенных, Конт считал естественным и неизбежным. В этих условиях политические деятели должны правильно регулировать отношения между различными социальными группами в интересах сохранения стабильности в обществе.
Следующий «естественный закон политической жизни»: социальное господство должно основываться не на силе и даже не просто на разуме, а на нравственности. Нравственность определяет границы политической деятельности, которая должна быть направлена на достижение общественного блага. Он был убежден, что политики вне нравственности быть не должно.
Власти народа Конт не признавал, считал, что интересам современного ему общества отвечает власть промышленников, банкиров и торговцев («социократия»). Но при этом считал, что власть должна создавать и поддерживать в обществе гармоничные отношения между отдельными людьми и социальными группами, согласовывать наилучшим образом их интересы. В гармонии Конт видел основу стабильности и нормального существования общества. Достичь гармонии можно с помощью науки, которая исследует механизмы социального взаимодействия и открывает наилучший.
Позитивистское направление в политологии было продолжено английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820 - 1903). Его работы: «Личность и государство», «Социальная статика» и др.
Спенсер призывал к тому, чтобы в анализе политических и других явлений жизни общества придерживаться «объективного метода», т. е. исследовать их такими, какими они выступают в самой действительности, не поддаваться эмоциям, чувствам (симпатии или антипатии), которые бы могли помешать объективному, точному наблюдению явлений. В оценке же политических явлений Спенсер считал возможным применение «субъективного метода», основанного на подходе к явлениям с позиции их пользы для общества.
Широко известен Спенсер как автор органической теории общества. Он представил общество как систему взаимосвязанных биологических и социальных факторов, как биосоциальный организм. Проводил ряд интересных аналогий: правительство в государстве уподоблялось им мозгу человека, нервно-мускульный аппарат организма сравнивался с правительственно-военной организацией и т. д.
Спенсер сформулировал «закон равной свободы», на котором основывается справедливость и который является основным началом деятельности людей, их отношений между собой и деятельности государства. Согласно ему каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Из данного закона следует, что все члены общества должны обладать одинаковыми политическими правами и иметь одинаковые возможности влиять на законодательство.
Обеспечить действие «закона равной свободы» может лишь демократическое правление. Это правление единственно допустимое с нравственной точки зрения и суть его, по Спенсеру, выражают такие понятия, как «самоуправление», «гражданские свободы» и т. п. Если народ реально пользуется политическими правами и свободами, то он поддерживает демократические учреждения. В этом сила и устойчивость демократических учреждений.
Исходя из «закона равной свободы» Спенсер развивал учение о естественной справедливости и о правах человека. Он подробно анализирует права человека на жизнь и на личную свободу, на орудия и средства производства (кроме права на землю), на интеллектуальную собственность, на свободу слова, на свободное передвижение по стране и др. Частная собственность на землю характеризовалась Спенсером как противоречащая естественной справедливости и закону равной свободы.