Автора: Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. | Год издания: 2010 | Издатель: Нижний Новгород | Количество страниц: 232
Политическую реальность невозможно представить без духовной составляющей - идей, концепций, чувств, настроений и т. д., которые образуют политическое сознание. Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка. Субъектом, т. е. носителем политического сознания, могут выступать различные социальные общности: классы, сословия, нации, группы людей (возрастные, территориальные и т. д.).
Политическое сознание имеет сложную структуру. В нем выделяют соотносимые уровни политического сознания: теоретический и обыденный, идеологический и психологический. Основанием для выделения уровней являются глубина и адекватность воспроизведения ими политической реальности.
Теоретический уровень политического сознания - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, теорий. Его задача - выработать систематизированное знание о политике, позволяющее объяснить ее возникновение и последующее развитие.
Обыденный уровень политического сознания - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике. Они, как правило, опираются на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий. Обыденное политическое сознание ориентировано на непосредственные жизненные интересы, при этом оно зачастую более изменчиво и гибко, чем специализированное (теоретическое) политическое сознание.
Политическая идеология и политическая психология частично совпадают по содержанию с теоретическим и обыденным сознанием, но имеют и свою специфику.
Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Она возникает не стихийно, а вырабатывается целенаправленно профессионалами - идеологами. Идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет собой знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе. Это лишает ее твердой теоретической почвы, ибо при обосновании должного большую роль играют ценности, установки исследователя и реализация в будущем какой-либо теоретической модели зависит от субъективно-волевого выбора людей. Поскольку содержание идеологии обусловлено интересами различных социальных групп, существует много идеологий, конкурирующих между собой.
К числу ведущих функций идеологии относят: целеообразующую, связанную с формулировкой и обоснованием целей общественного развития; программно-практическую, предполагающую разработку конкретных методов, средств достижения целей; интегративную, обеспечивающую сплоченность, единство социальной группы; мотивирующую -побуждающую людей к политической активности; коммуникативную, связанную с формированием особого языка политического общения (знаков, символов, ритуалов) для идентификации своих сторонников.
Политическая психология - это совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Политическая психология включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т. е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки. Этим она отличается от обыденного сознания.
В составе политического сознания присутствуют и такие элементы, как политические мифы и утопии. Политические мифы живут в массовом политическом сознании, их востребованность объясняется простотой, наглядность предлагаемых ими решений на деле сложных социальных проблем (мифы национальной или расовой исключительности, непогрешимости вождей, сионистских или масонских заговоров и т. д.). Утопии - это произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства, реализация которых в принципе невозможна. Слово «утопия» в переводе означает «место, которого нет». Утопия осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Главная проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых.