Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Сразу надо отметить, что термин «законодательный орган» (legislature) вводит в заблуждение, поскольку он указывает только на одну из многих функций собрания, то есть на установление законов. С исторической точки зрения, законодательные функции не опережают другие функции, не являются они и самыми важными. Доктрина разделения властей является удобным инструментом, но если ее применять слишком жестко, она смазывает описание функционирования государственных властей.
Существует широчайший диапазон статуса, полномочий и функций собраний: китайский парламент, с одной стороны, американский Конгресс — с другой. Например, во французской V Республике объем компетенций и прерогатив президента значительно ограничил роль Национального собрания. Итальянский парламент, в свою очередь, имел очень большое значение, принимая во внимание многопартийность, которую старались ограничивать, образуя два больших политических блока после распада традиционной партийной системы в начале девяностых годов (речь идет о правой «Полярной звезде» и левой «Оливковой ветви»). Тем не менее, уже сами парламенты демократических стран можно разделить на три большие группы. «Одну из них составляют парламенты вестминстерской модели, то есть те, кто в качестве образца приняли британский парламент. Противоположная модель представлена, главным образом, Конгрессом Соединенных Штатов. Парламенты этой группы отличает их отношения с главой исполнительной власти, а из этих отношений следует множество других различий. Третью группу составляют парламенты государств континентальной Европы, которые располагаются между британской моделью и американской моделью» (Девид М. Олсон /David М. Olson/«Демократические законодательные институты. Сравнительный подход»),