Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Решение проблемы свободы всегда кончается поиском правил, которые ограничивали бы власть. Прежде, чем эта проблема появится римском праве, следует поразмыслить о положении Фрасимаха, развитое в платоновском диалоге «Государство»: «Демократияустанавливает демократические законы, диктатура — диктаторские, а иные правительства точно так же. А когда они их устанавливают, то объявляют управляемым, что справедливо для управляемых, то находится в интересах правящих, а кто из этих предписаний выламывается, того наказывают за то, что он нарушает законы и несправедлив!... |, что в каждом государстве справедливость основана на одном и том же: на интересе установленного правительства. Ведь правительство обладает силой. Итак, кто хорошо считает, у того выходит, что справедливость заключается в одном и том же: в интересе
сильнейшего»
Греки хорошо понимали, что они хотят, чтобы ими управляли справедливо, что означало избегать тиранической власти, они должны подчиняться власти закона. В средневековье этот принцип нашел выражение в форме монархического правления, опирающейся на формулуjustitiafundamentum regnomm (лат., правосудие есть основа царствования — прим. перев.). Однако европейская правовая система происходит из Рима, где была развита идея законности, очередным воплощением которой, как отмечает Сартори в «Теории демократии», является англосаксонская власть закона. Третья традиция, начала которой выводятся из английской конституционной традиции (понимаемой как собрание обычных законов, часто неписаных) наиболее заметное применение нашла в писаной Конституции Соединенных Штатов 1787 г., как теория конституционных гарантий. Другим ее проявлением является уже упоминавшаяся ранее концепция «правового государства». Добавим еще четвертую традицию, связанную с защитой «золотых шляхетских вольностей» в I Речи Посполитой, как средства избежать королевской тирании.
Мы можем, таким образом, иметь дело, продолжает Сартори, или с правлением законодателя — право как собрание правил, установленных законодательным органом, или с правлением законов — право творится судьями. Опасность первого решения заключается в том, что люди могут попасть под тираническое правление других людей в рамках данного правового порядка. В другом случае мы имеем ситуацию, когда судьи приходят к убеждению, что они являются творцами права, а не его интерпретаторами.
Англосаксонская модель основывалась на правлении закона, тогда как писаные нормы европейской конституции предвосхитила кодификация права, инициированная Наполеоном, и, прежде всего, Гражданский кодекс 1804 г. и «Allgemeines Gesetzbuchfiter diegesam - ten Deutschen Erblaender der Oesterreichischen Monarchie » (сокращенно ABGB) от 1811 г. С самого начала была принята концепция права, основанного на законе. В настоящее время даже в англосаксонских странах тенденция статутного права исчезает.
Со временем стало ясно, что право является не только общей нормой, почитать которую вынуждает санкция суверена, но правилом, заключающим и выражающим общественное понятие справедливости. По этой причине законотворческий процесс поручается органам, которые создаются в результате выборов. Упомянутые выше усилия немецких позитивистов, а также нормативистской школы Ганса Кельзена (1881-1973) привели к ситуации, что термин «конституция» применим к любому типу государственной организации, а «право» — к произвольным приказам государственной власти, которые выражаются в форме, установленной сувереном.
«Тот факт, что в написании кодексов законов и конституций законодательный орган ограничился формулировкой не писанных ранее прав, оказался постепенно забытым, или ему перестали придавать значение. Зато большое значение приобрел тот факт, что указанные кодексы и конституции были установлены законодательными органами, членами которых являлись «представителями» народа |.. | Важнейшим следствием этого изменения мышления было растущее привыкание на континенте, а в определенной степени и в англосаксонских странах к пониманию права, как писаного права, то есть, целого ряда актов законодательной власти, принятых согласно принципу большинства. |.. ,| Другим следствием было также убеждение, что процесс утверждения права, прежде всего, не заключается в теоретической активности таких специалистов, как судьи и юристы, но зависит исключительно от воли победного большинства в законодательных органах (Б. Леони
«Свобода и закон»).
Эта тенденция имеет много тревожных, а также отрицательных последствий. Сартори указывает три существенных недостатка законодательной концепции права. Первый — это сущая мания установления законов. Инфляция права — сотни тысяч законов — компрометируют само право. К рассуждениям Сартори следует добавить, что это положение, перед которым предостерегали в XIX в. консерваторы, называя ее «безумием законодателя». По их мнению, мышление, которое предполагает действенную силу законов, применяемых для исцеления общественных недугов, расходится с действительностью, поскольку оно является пожелательным мышлением. Управление с помощью законов не нужно и неэффективно.
Другим последствием является низкое качество утверждаемых законов. Таким образом, мы имеем дело с явлением, которое Лех Фаландыш (Lech Falandysz) назвал макдональдизацией права.
Массовое производство законов угрожает их той существенной ценности, какой является надежность. Надежность не заключается в исключительной точности выражения закона и придании ему письменной формы, необходима уверенность в том, что он будет стабильным. Возникает затруднительный вопрос, не захочет ли каждый следующий законодатель, уполномоченный волей народа,
изменить законы.
И, наконец, последнее следствие: теория и практика «установленного права» приучили нас к принятию всех приказов государства. Таким образом, возможна юридическая ликвидация конституционной законности — вместо власти закона мы имеем власть с помощью законов, что составляет форму власти людей. Власть фашистов — отмечает Сартори — наступила в условиях минимального разрыва непрерывности (традиции). В среде либеральной демократии судьи перестают считать себя искателем истины и становятся судьями- законодателями. Таким путем происходит политизации сферы законности. Последним положением Сартори приводит нас к утверждению, что исключительно свобода под стражей закона, только конституционная система как деперсонализированный механизм регулирования был и остается гарантией существования свободных обществ (Г. Сартори «Теория демократии»).