Автор: Жиро Т. | Год издания: 2006 | Издатель: Харків: Изд-во Гуманитарный Центр | Количество страниц: 428
Определение демократии, в основании которого заложены процессуальные критерии, предполагает правление, основанное на свободных, открытых выборах и повсеместную защиту гражданских свобод. Политическая система является демократической, «если допускается свободное формирование политических предпочтений — посредством использования фундаментальных свобод-объединений, информирования и налаживания связей с целью нестесненного, проводимого при использовании мирных средств, соперничества между лидерами. Целью подобных действий является получение политических полномочий как реализации их претензии на власть через определенные отрезки времени» (X. Линз «Тоталитарные и аеторитиарные режимы»).
Отсюда возникает вопрос: как поддерживать стабильность
и прочность демократии? Это сложный процесс, поскольку сущностью демократических систем является нестесненное выявление конфликтов, тогда как «стратегическая цель» демократии это стабильность — хрупкое равновесие между конфликтом и консенсусом. Ее отсутствие проявляется трояко: (1) сокращение политических и гражданских прав (некоторые группы исключаются из политики) или в результате манипулирования на выборах; (2) нарастающие конфликты, которые могут перейти границу возможности мирного решения (эскалация насилия); (3) массовые мятежи или государственные перевороты. Поэтому ключом к стабильности демократических систем, согласно Мишелю Бертону (Michel Burton), Рихарду Гюнтеру и Джону Хайли, является консенсус между элитами относительно демократических правил игры и ценности демократических институтов. Элиты должны признать, что политика — это торговля, а не война, а ее результат следует трактовать как положительную ценность, а не нулевую сумму.
Таким образом, если посмотреть на демократию с точки зрения проблемы элит, то мы увидим, что она может принимать различные формы: от консолидированной демократии до псевдодемократии.
(1)Консолидированная демократия
Согласно Леонардо Морлино (Leonardo Morlino), это «процесс адаптации/укрепления демократических структур и норм преобладающей частью общества». При консолидированной демократии мы имеем дело с различными элитами, которые поддерживают политическую конкуренцию, но в рамках установленных правил. Все элиты принимают правила и нормы (как юридические, так и нормы, которые устанавливают «правила политической игры»). Интегрированные элиты структурированы, благодаря распространенной сети формальных и неформальных связей. Все они влияют на процесс принятия решений, благодаря чему гарантируют себе мирное обеспечение своих интересов. Подобное сотрудничество обеспечивает массовое участие в выборах. Элиты имеют возможность политически мобилизовать каждый сегмент общества, которое таким же способом может выразить свое неудовлетворение общественной и экономической ситуацией. Это именно та ситуация, что мы наблюдаем в демократиях, которые строились десятилетиями или дольше, как в случае стран Западной Европы, Северной Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
(2)Неконсолидированная демократия
Демократия этого типа является, как правило, следствием падения тоталитарного или авторитарного режима (например, II Испанская республика после падения диктатуры генерала Примо де Риверы, страны Центральной и Восточной Европы). Когда дело доходит до одобрения демократической конституции, на первый план выступают элементы демократической политической практики. Однако же, политические институты отличает исключительная непрочность. И что важнее всего, отсутствие консенсуса элит по вопросу демократического порядка или недостаток взаимного доверия между частями элиты.
(3)Стабильная ограниченная демократия
Это случай стран, которые одними из первых начали вводить демократические институты: Великобритания или Швеция девятнадцатого века. Элиты, действительно, разделяет взгляд на природу демократического консенсуса, но при этом они структурно интегрированы. Однако же, проявляются ограничения на выборах (разного рода цензы). Большая часть населения дезинтегрирована в социальном плане. Однако раз элиты не прибегают к методам делегитимации — например, организации мятежей как метода борьбы за власть, то общественное недовольство удерживается на стабильном уровне.
(4)Псевдодемократия
С помощью этого понятия описываются так называемые, «социалистические демократии», а также всякие другие политические системы, в которых мы имеем дело, в частности, с однонопартийнос - тью или гегемонией одной партии. Множество элит авторитарных или тоталитарных систем строит «фасад» демократии: выборы, представительские органы. Это необходимо для легитимации своих недемократических решений.
Поэтому, как можно измерить степень демократической консолидации? Наилучшую возможность предоставляет время для принятия важных решений для всего политического сообщества: например, время на подготовку и ратификацию Конституции. Наблюдение уровня мобилизации на конституционном референдуме в III Республике польской (весна 1997 г.), а также его результат (небольшая пятипроцентная победа сторонников новой конституции) демонстрируют глубокие расколы в элитах, отраженные, впрочем, в социо-экономических разделениях польского общества. Другой критерий — это деятельность антисистемных партий с большим электоратом. Еще один критерий — это антисистемные выступления — мятежи, восстания.