Автори: Борзихина И.В., Запецкая Н.Д., Коноплева Н.А., Трофимов Т.А. | Рік видання: 2006 | Видавець: Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та | Кількість сторінок: 168
Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта. Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:
1) предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.);
2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;
3) формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).
В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В связи с этим велика роль посредника как действующего лица конфликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, вооруженные силы. Государство обязано вмешиваться в ход событий, когда конфликты угрожают интересам многих людей; когда участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; когда конфликт превращается в причину затяжного массового насилия. Посредником в конфликте может быть и отдельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих конфликтующих сторон.
Политической практикой выработаны некоторые общепризнанные положения, которые необходимо учитывать при урегулировании конфликтов:
1) в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов;
2) необходимо стремиться к достижению как можно большей сферы согласия между конфликтующими сторонами;
3) нужно локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов;
4) следует избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта;
5) не допускать промедления в принятии конструктивных усилий, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха;
6) использовать накопленный опыт урегулирования конфликтов с учетом их национальной специфики.
Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и прикладная политология выявляет ряд методов урегулирования политических конфликтов:
Методы урегулирования конфликтов
Методы | Применение I |
«Избегание» конфликта | Временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др. |
Подмена конфликта | Перемещение его в иную плоскость |
Конфронтация | Жесткие, «революционные» решения |
Приспособление | Действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе |
Откладывание | Временная уступка сильному оппоненту |
Примирение сторон | Сближение их позиций через посредника. |
Третейское разбирательство или арбитраж | |
Переговоры | Наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов. |
Альтернативное разрешение конфликтов | Конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества и соглашения |
Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение развития насильственной стадии конфликта; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным результатом разрешения конфликта является достижение консенсуса.
Термин консенсус (от лат. - взаимопонимание, общность чувств, мыслей). Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Консенсус - универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности (т. е. терпимости, лояльности) в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом. Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, который обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на разные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкретном обществе ценности и идеалы предопределяют модели поведения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым достигается равновесие всей общественной системы.
В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950-1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предотвратить различные конфликты и вести дебаты в умеренной атмосфере.
В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть трансформированы в соответствующие им уровни консенсуса:
Объекты возможного соглашения | Уровни консенсуса | |
1. Конечные цели, которые составляют основу системы политических ценностей (свобода, равенство и т. д.). 2. Правила процедуры разрешения конфликта. 3. Конкретные правительства и правительственная политика. | 1. Консенсус на уровне сообщества, или ценностный. 2. Консенсус на уровне режима, или процедурный. 3. Консенсус на уровне политики. |
Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества.
Второй уровень консенсуса устанавливает правила политического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).
Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть - оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, согласие с существованием данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу разного отношения к членам правительства, а не к форме управления.
Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:
1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;
2. Выдвижение встречных предложений;
3. Выявление общих позиций.
Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаимную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие нормы:
а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недопущение ситуации спора по прежним конфликтам;
б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;
в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;
г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;
д) разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;
е) учет цивилизационной, национально-этнической и социокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.
Существует два основополагающих принципа консенсуса:
1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии; 2) отсутствие прямых возражений против принятия решений со стороны хотя бы одного из участников.
Таким образом, консенсус - это не единогласие, но отсутствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при решении спорной проблемы вряд ли возможно.
На разрешение конфликта оказывает и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сторон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна сторона, то его исход может зависеть исключительно от третьей стороны (арбитра, судьи) или от случая. Именно третья сторона анализирует конфликт и дает готовые решения. Если в урегулировании противоречия принимает участие только одна конфликтующая сторона, то она чаще всего подвергается проверке, где она должна доказать свою правоту. Однако на практике добиться этого очень сложно. Если обе противостоящие стороны участвуют в разрешении конфликта, тогда, как правило, механизм урегулирования приобретает формы борьбы между ними. Обе стороны вызывают к жизни новые виды конфронтации тем, что они в равной степени борются за недостающие им ценности.
Политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной политической культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.