Автора: Бусыгина И.М., Захаров А.А. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: МГИМО | Количество страниц: 276
Около полувека назад в нескольких областях культуры, прежде всего в архитектуре, живописи, литературе, киноискусстве начал формироваться новый подход к осмыслению мира, для обозначения которого был предложен термин «постмодернизм». Постмодернистский взгляд на мир — это совокупность концепций, отражающих новые реалии социума, пережившего научно-техническую революцию и вступившего в постиндустриальную эпоху с присущими ей технологиями (прежде всего, компьютерными), которые задают новые стили и способы коммуникации, соответственно изменяя мышление и поведение. Неоднократно отмечалось, что постмодернизм во всех его разновидностях довольно скептически относился к существованию объективной реальности и возможности ее постижения разумом. Он тяготел к радикальному релятивизму, бросая вызов миру, преображенному наукой и техникой, а также идеологии прогресса, отражающей такое представление (Алексеева 2000; Барабанов 2001; Ильин 1998). При этом постмодернистское состояние ума не поддавалось географической фиксации; оно не имеет родины, ибо зародилось и утверждалось одновременно в целом ряде регионов. Впрочем, как полагал французский культуролог Жак Деррида (1930—2004), самой постмодернистской страной сегодня является Япония.
Американский социолог Даниэл Белл (р. 1919), благодаря работам которого постмодерн был выделен как особый тип цивилизации, связывает постмодернизм и постиндустриализм. По его мнению, современные общества характеризуются множественностью, разнообразием, ярко выраженным (иногда даже избыточным) плюрализмом. В этом их принципиальная новизна. Причем отмеченные черты характерны и для социума в целом, и для отдельных субъектов, каждый из которых имеет множественные идентичности, а также различные и противоречивые ценности и интересы, нередко конфликтующие между собой. Современный человек не только постоянно сталкивает - 148 ся с разнородностью жизни, но и сам целенаправленно стремится практиковать ее. Данная особенность с неизбежностью предопределяет плюралистическую структуру всей социальной ткани постиндустриального и постмодернистского общества. Постмодерн отличается подчеркнутой «нецентрированностью» мировосприятия. Неслучайно это движение начиналось с последовательного отрицания любых установленных критериев ценности искусства или даже самой возможности эстетической оценки.
Еще одной чертой общества постмодерна, согласно Беллу, является отказ от доминирования привычных, «современных» институтов: таких, например, как нуклеарная семья, стандартное массовое образование, крупные корпорации, иерархически организованные профсоюзы, централизованные национальные государства. Напротив, постсовременные общества основываются на признании разнообразия культурных традиций, сохранившихся вопреки свойственному эпохе модерна стремлению к стандартизации (Ве11 1998).
Некоторые исследователи рассматривают постмодернизм не как новую стадию развития обществ, но как явление про- тестногохарактера, как своего рода бунт против модернизма.
При этом постмодернистский скептицизм по отношению к предшествующей эпохе в значительной мере порожден глубоким разочарованием не столько в ходе обновленческих процессов в незападных обществах, сколько в самой идее модернизации как универсального рецепта для процветания социума. [См. статью Модернизация.] Прежде всего, бунт вызван отличающим эпоху модерна стремлением к полной рационализации жизни, к созданию сугубо технологической цивилизации. Французский философ Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) определял постмодернизм как разрушение универсалистских и рационалистических основ модернизма. При таком прочтении главной предпосылкой постмодернизма оказывается признание того, что период развития человечества, который характеризовался рационализмом, верой в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование социального порядка, господством метаидеологий, торжеством массового производства и массового потребления, стандартизацией производства и воспроизводства знаний, уже завершился или близок к неизбежному завершению (Лиотар 1998).
По словам Дэвида Харви (р. 1935), в то время как модернист - 149 ской культуре были присущи «монотонность» и «однообразие», постмодернизм опирается на неоднородность и поощрение различий как освобождающих сил, с помощью которых переопределяется культурный дискурс. Фрагментация, неопределенность и подчеркнутое недоверие к любым универсальным, «тотальным» дискурсам лежат в основе постмодернистского взгляда на мир. Постмодернизм полностью принимает эфемерность, непоследовательность, бесформенность. Харви приводит интереснейший список мировоззренческих противопоставлений модернизма и постмодернизма. Среди упоминаемых им пар есть, в частности, следующие: форма и антиформа, цель и игра, дизайн и шанс, иерархия и анархия, создание и деконструкция, присутствие и отсутствие, центрированность и дисперсность, жанр и текст, семантика и риторика, паранойя и шизофрения, метафизика и ирония (Harvey 1994).
Поскольку на первый план выдвигается тотальная субъективность критериев человеческого отношения к бытию, постмодернистский ландшафт предполагает серьезное переосмысление личностного начала и его места в мире. Традиционные представления о времени и пространстве с присущим им проведением четких разграничительных линий теряют свое значение. Барьеры между объектом и субъектом, между «я» и «не-я» решительно размываются; причем их взаимная замена, возможная в любой момент, происходит не только в результате сознательного усилия, но и по воле случая. Постмодернистское мышление вообще не признает дихотомии субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, центрального и периферийного. Фундаментальная случайность бытийственных конфигураций не позволяет «по-настоящему» перестраивать и переделывать мир; человек не способен делать что-либо всерьез он может лишь играть с миром и в мире. Игра становится универсальным принципом социального действия.