Основы социологии и политологии: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2004 | Издатель: Москва: Издательский центр «Академия» | Количество страниц: 208

Социальная мобильность, ее формы и механизм реализации

Согласно определению П. А. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой. П. А. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность — это изменение социального положения индивида или социального объекта, которое не приводит к повышению или понижению их статуса, например переход индивида из одной семьи в другую при разводе или повторном браке, из одной профессиональной группы в другую, равную по статусу, а также смена места жительства.

Вертикальной мобильностью называется изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации различают нисходящее и восходящее течение экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других, менее важных типах. Восходящее течение существует в двух основных формах: проникновение индивидов из нижнего пласта в более высокий; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт, на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящее течение также имеет две формы: первая заключается в перемещении индивида из какой-либо группы, к которой он ранее принадлежал, в более низкую; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае уместна аналогия с человеком, упавшим с корабля, во втором — аналогия погружения в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушения корабля, когда он разбивается вдребезги. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить понижение социального статуса офицеров Вооруженных Сил, некогда занимавших весьма высокое положение в нашем обществе. Социальная мобильность бывает двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходят количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдаются относительный рост рабочей силы, служащих категории «белых воротничков», уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически взаимосвязана с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.

История человечества не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления. П. А. Сорокин отмечает: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка-пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот» Роль «сита» выполняют те механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификационную систему. Это социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразная культура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. А. Сорокин убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Так, система образования не только обеспечивает социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного лифта, который позволяет наиболее способным, одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить социальное перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Но, поднявшись наверх при помощи движущей силы какого-либо социального института, человек должен закрепиться в новой страте. Этот процесс зачастую протекает достаточно болезненно. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, поскольку приходится менять сложившийся образ жизни, привычки и строить свое поведение в соответствии с принятыми в новой социальной группе нормами и правилами. При этом возможно развитие комплекса неполноценности, человек навсегда может стать изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы.

Если социальные институты, по образному выражению П. А. Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная среда каждой страты выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшись из низов, он обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту. Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Опустившись в силу различных причин на более низкую ступень, человек оказывается не в состоянии войти в новый для него социокультурный мир. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью.

Маргинальная личность отличается крайностями в поведении: человек либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко переступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Большое значение для стратификационной структуры общества имеет групповая мобильность, которая, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции управляющих», согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе. Особенно массовый характер приобретают перемещения по нисходящей линии в условиях экономических кризисов.


В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. В связи со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических взглядов наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты. Так было в период революционных событий 1917 г. в нашей стране. Подобные процессы переживает Россия и в настоящее время.

Значение социальной мобильности как явления полезного и необходимого осознается в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает возможности талантливым людям активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые существовали, например, в XVIII в., имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями. Обществу с закрытой социально-классовой структурой присущи внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантии того, что большинство социальных ролей и без притока талантливых людей из низших слоев будет исполняться вполне адекватно.

В современном обществе с его динамичными процессами от лидера требуется больше, нежели просто способность механически исполнять определенные ритуалы. Такое общество не может обойтись без постоянного притока на ключевые позиции поступающих из всех социальных слоев общества людей с высоким интеллектом, высокообразованных профессионалов. Однако полная открытость общества равнозначна отсутствию всяких барьеров на пути вверх. В состоянии аномии, полного хаоса, наверх выносятся чаще всего «отходы» общества, его «пена».

Как справедливо заметил П. А.Сорокин в своей работе «Социальная стратификация и мобильность», «в конечном итоге историю делают люди. Люди, занимающие положение, которому они не соответствуют, могут разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот».