Автор: Козырев Г.И. | Год издания: 2008 | Издатель: Москва: ИД «ФОРУМ» | Количество страниц: 240
Иногда возникает проблема сравнения, отождествления или противопоставления таких понятий, как «культура» и «цивилизация». Уточним свое представление об этих социальных феноменах, используя для этого три основных критерия.
1. Культура по отношению к цивилизации является более частным понятием. Она имеет определенную специфику для каждой нации и народности, для каждой страны. Даже отдельная социальная общность может иметь свою субкультуру, входящую в более крупное культурное сообщество.
Цивилизация — более широкое (масштабное) понятие, нежели культура. Она охватывает многие страны и целые регионы Земли. Всю историю эволюционного развития человечества принято делить на три основные цивилизации: земледельческую, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.
2. Культура имеет ценностно-нормативную определенность и духовную составляющую. Она не всегда связана с рациональностью и эффективностью. Например, жители Бразилии в течение года готовят карнавальные костюмы, затрачивая на это значительные средства. После карнавала костюмы, как правило, сжигаются, что с прагматической точки зрения является абсурдом.
Цивилизация обусловлена уровнем развития производительных сил. Важнейшим ее критерием является эффективность общественного производства. Она носит прагматический характер. Например, если с экономической точки зрения на месте древнего храма выгоднее построить торговый центр, то прагматические люди, не обремененные ценностями культуры, так и поступят. В этой связи многие ученые-гуманисты считают, что цивилизация нивелирует (уничтожает) культуру.
3. Культуру нельзя оценивать с таких позиций, как плохая или хорошая, более развитая или менее развитая. Для каждого этноса она своя. Поэтому насильственное внедрение элементов чужой культуры в образ жизни отдельных народов, как правило, приводит к их деградации и даже к исчезновению отдельного этноса.
Цивилизация оценивается с точки зрения ее эффективности. Поэтому здесь вполне уместны такие сравнения, как более или менее развитая цивилизация.
Иногда понятие «цивилизация» употребляется в универсальном смысле, как феномен, включающий особенности культуры, религии и образа жизни целых регионов мира. Так, американский геополитик С. Хантингтон делит мир на следующие типы цивилизаций: атлантическую (Северная Америка и Западная Европа); латиноамериканскую (Центральная и Южная Америка); славяно-православную (Россия и ряд стран Восточной Европы); исламскую (государства Магриба, Ближний и Средний Восток); индуистскую (Индия и ее окрестности); конфуцианскую (Китай); японскую (Япония); африканскую (Африка южнее Сахары).
Структура культуры
Существуют различные взгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура как целостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическом единстве двух составляющих: материальной и духовной.
В первой половине XX в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры — это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры — это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры — это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
По мнению антрополога У. Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:
• понятий (концептов) — представлений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире;
• отношений — взаимосвязей со всем, что есть во времени и пространстве;
• ценностей — как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
• правил — что делать и как делать (норм, регулирующих поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры) .
На наш взгляд, культура включает следующие элементы:
1) сознание. Это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. Абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее;
2) методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличие от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентации;
3) язык — важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды;
4) деятельность — осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мирами своей собственной «природы». Человеческая деятельность, в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способам его жизнедеятельности.