ГОСУДАРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ - один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности населения в процессе развития товарно-капиталистических отношений. Национальное государство как политико-правовая реальность возникает из необходимости уточнения традиционного статуса подданных государства, к которым теперь, в отличие от иностранцев, применяются более строгие критерии политической лояльности, а также определенные законом гражданские права и обязанности. Одной из важнейших функций национального государства стало регулирование миграции населения. Принцип государства-нации определяется прежде всего системой международных отношений и не является одной лишь реализацией стремления национальных движений к созданию собственной государственности. В этом состоит смысл международного признания новых государств или, напротив, непризнания сепаратизма и мятежных территорий; этим же объясняется и жёсткая политика богатых стран в отношении нищих мигрантов. Реальным субъектом национального государства может выступать два рода наций: этнического и гражданского происхождения. Первый вид нации создаётся этничностью, дающей такие объективные критерии национальной принадлежности, как общее происхождение, общий язык, общая религия, общая историческая память, общая культурная идентичность. Соответственно, национальное государство с единой этнической основой стремится отождествить свои политические границы с этнокультурными. Такого рода национальные государства характерны, к примеру, для Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Польша и др.). Нация гражданского происхождения в качестве отправной точки имеет неэтническую (и в этом смысле космополитическую) идеологию (мифологию). В роли таковой могут выступать: идея народного суверенитета, «права человека», коммунистическое мировоззрение и т.д. В любом случае нация гражданского происхождения делает акцент на неприродных аспектах национальной общности, хотя она тоже предполагает наличие таких естественных объединяющих моментов, как общий (государственный) язык, общие культурно-исторические традиции и т.п. Классическими государствами, образованными на основе наций гражданского происхождения, были Франция и США. В 20 веке возник такой вид наций гражданского происхождения как «социалистические нации», многие из которых были составлены из нескольких этнических общностей (СССР, Чехословакия, Югославия и др.). Хотя население многих национальных государств гражданского происхождения полиэтнично, это само по себе не означает его меньшую сплочённость по сравнению с населением национальных государств моноэтнического происхождения. Однако, как показывает исторический опыт (в особенности, распад «социалистических наций»), политика больших этнических групп создаёт потенциальную или актуальную угрозу для существования гражданских наций. В результате процессов модернизации и глобализации указанное выше различие наций-государств становится все более и более относительным. С одной стороны, ни одно из современных этнонациональных государств не является вполне моноэтническим, а существующие или появляющиеся в нём этнические меньшинства не спешат ассимилироваться в господствующей (титульной) этничности (нации). С другой стороны, ни одно национальное государство гражданского происхождения никогда не было вполне «плавильным котлом» для этнических характеристик населявших его граждан. Последние, выражая полную лояльность к национальному государству и развивая сообразную ему культурную идентичность, вместе с тем могут сохранять важные признаки своего этнического происхождения (язык, традиции), - как, к примеру, «русские армяне» в РФ или «американские китайцы» в США. С учётом нарастающей конвергенции различных типов национальных государств, можно выделить ряд общих для них признаков: - национальный язык как средство официальной коммуникации; - система официально принятых национально-государственных символов (герб, флаг и др.); - государственная монополия на легитимное применение насилия и на налогообложение; - рационально-бюрократическая администрация и общее для всех законодательство; - устойчивая валюта с национальной символикой; - доступ к рынку труда и социальные гарантии для «граждан» и соответствующие ограничения для «не-граждан»; - по возможности единая система образования; - разработка и пропаганда национально-патриотических идей и символов. - приоритет национальных интересов во внешней политике.
Словарь по политологии
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов. Национальные отношения отражают ... Читай дальше
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен национального самосознания в форме этнической ... Читай дальше
ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА
теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического вида действующих сил на мировой арене - суверенных государств. Исторические пессимисты, ... Читай дальше
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно-правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоречий между ними. Выделяются следующие основные сферы конфликтных ситуаций в ... Читай дальше
ГОСУДАРСТВО
важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: 1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович ... Читай дальше