ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период - К.Каутский и Р.Гильфердинг. В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), в программных документах западноевропейских социал-демократических, социалистических, лейбористских партий конца 50-х - начала 60-х годов. Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В «Основной программе» стержневую роль играет понятие социализма как «постоянной задачи». Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма. Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели: вспомним известную формулу-лозунг Э.Бернштейна «То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение – все». В.Брандт - авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении - говорил о демократическом социализме как о «никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу». Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг «социальной демократии», основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности - не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики. Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, - это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть. Солидарность - носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества. Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Великой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоянный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса. Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социал-демократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как «кризис прогресса». Проект демократического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализации.
Словарь по политологии
КОНВЕРСИЯ
(от лат. conversio - превращение, изменение) - политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общества. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образовательную, культурную, ... Читай дальше
БИОЛОГИЗМ
(от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение) - англ. biologism; нем. Biologismus. Тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения соц. явлений. см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА ... Читай дальше
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (БЛАГОСОСТОЯНИЯ)
термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго – Дж.Кейнса – часто именуется «кейнсианским»). ... Читай дальше
ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
(от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благоденствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами ... Читай дальше
ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
теория - (от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату для управления социальными организациями. Родоначальники данной ... Читай дальше