Словарь по политологии

267 термінів |

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период - К.Каутский и Р.Гиль­фердинг. В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалисти­ческого Интернационала (1951), в программных документах западно­европейских социал-демократических, социалистических, лейборист­ских партий конца 50-х - начала 60-х годов. Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В «Основной программе» стержневую роль играет понятие социализма как «постоянной задачи». Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализ­мом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией со­циализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое дви­жение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма. Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нужда­ется в формулировке конечной цели: вспомним известную формулу-ло­зунг Э.Бернштейна «То, что считают конечной целью, для меня нич­то, движение – все». В.Брандт - авторитетнейшая фигура в соци­ал-демократическом движении - говорил о демократическом социализ­ме как о «никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действитель­ность право индивидуума на личную и политическую свободу». Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг «социаль­ной демократии», основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности - не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведе­ния конкретной политики. Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистичес­кого Интернационала, - это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического прину­ждения, действовать в соответствии со своими личными целями и ин­дивидуальными возможностями. Справедливость - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств про­изводства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть. Солидарность - носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сост­радания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной вза­имозависимости между личностью и государством принцип солидар­ности приобретает особое значение, поскольку он необходим для вы­живания человечества. Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Ве­ликой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоян­ный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса. Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократи­ческих партий, Социалистического Интернационала. Социал-демокра­тия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейс­ких странах обозначаются как «кризис прогресса». Проект демокра­тического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной мо­дели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально от­ветственное производство энергии; новый индивидуализм; новые фор­мы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализа­ции.

Словарь по политологии

КОНВЕРСИЯ

(от лат. conversio - превращение, изменение) - политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общест­ва. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образова­тельную, культурную, ... Читай дальше

БИОЛОГИЗМ

(от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение) - англ. biologism; нем. Biologismus. Тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения соц. явлений. см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА ... Читай дальше

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (БЛАГОСОСТОЯНИЯ)

термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго – Дж.Кейнса – часто именуется «кейнсианским»). ... Читай дальше

ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

(от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами ... Читай дальше

ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

теория - (от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату для управления социальными ор­ганизациями. Родоначальники данной ... Читай дальше