Словарь по политологии

267 термінів |

ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО - идеологическое философское течение русской за­рубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему «русского пути». Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть сим­биоз ордынских, византийских, других «восточных начал». Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, но­сил программное название «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния. Утверждения евразийцев». Издан был в Софии в 1921 году. К числу теоретиков относятся географ и политический мысли­тель П.Н.Савицкий, философы Г.В.Флоренский, Л.П.Карсавин, линг­вист Н.С.Трубецкой, музыковед и публицист П.П.Сувчинский. На ран­нем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские фи­лософы и культурологи. Историософская концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным ис­точником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцент­ристской программы в "отрицании «абсолютности» новейшей «евро­пейской» культуры, ее качества быть «завершением» всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира». Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не выз­вать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции ев­разийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С.Трубецкой отме­чал, что «евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, ко­торая существовала в России непосредственно до революции и про­должает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры». Также сходс­тво наблюдалось и в вопросе «об освобождении народов Азии и Афри­ки, порабощенных колониальными державами». Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к выпячиванию азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма, пренебрежению правами человека. В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евра­зийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целост­ности постсоветского пространства.

Словарь по политологии