Словарь по политологии

267 термінів |

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребнос­ти, которые выгодны действующему субъекту политических отношений. Эта система включает в себя политические теории, методы, приемы и способы изучения политической среды, а также пути формирования политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано влиять на поведение граждан. Политический маркетинг исходит из того, что политические вку­сы, пристрастия, убеждения у людей разные и нуж­но учитывать это своеобразие, а не бороться с ним путем политического принуждения и насилия. В том обществе, где политика делается на самом вер­ху общественной пирамиды, а затем политические идеи и установки предлагаются гражданам, кото­рые вынуждены потреблять не то, что нравится, а то, что им предлагает действующий режим, поли­тический маркетинг невозможен. А там, где полити­ка формируется с учетом политических устремлений рядовых граждан, потребность в политическом мар­кетинге появляется неизбежно. Неслучайно в стра­нах с развитыми демократическими традициями партии тратят на маркетинговые исследования для своих лидеров ежегодно значительные средства. Сама политическая практика подсказывает, что в современных условиях без маркетингового обеспе­чения любой претендент на лидерство оказывается обреченным на провал. Разновидностью политического маркетинга является выборная инженерия или избирательная технология. Этим термином обозна­чается направление научных исследований, в рам­ках которого исследуется совокупность проблем организации и проведения избирательных кампа­ний, в частности, сравнительный ана­лиз различных избирательных округов и учет осо­бенностей поведения в них претендента, с целью повышения его шансов на избрание. В современных условиях политика прочно обос­новывается на товарном рынке. Становится очевид­ным, что она такой же товар, как и все остальное. Однако политический маркетинг занимается не нравственным осуждением политической продажности, а эффек­тивностью рыночного продвижения политического товара. В качестве последнего могут выступать по­литическая власть, политические идеи, организа­ции, лозунги, убеждения, сами политики, т. е. все, что может быть предметом политического обмена между людьми не только на индивидуальном, но и на массовом уровне. МАССЫ В ПОЛИТИКЕ - один из субъектов политического процесса, не представляющий собой сколько-нибудь структурированного целостного образования, отлича­ющийся крайней изменчивостью, ситуативностыо существования и, в целом, неопределенностью. Тем не менее, это относительно самостоятельный субъект политики, и сознание, поведение, настроение масс исследует осо­бый раздел социально-политической психологии - массовая психология, т.к. массо­вые формы в силу своей политической значимости весьма интересуют политическую пси­хологию. Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели органи­зующейся в массу (3.Фрейд). Первые концепции и работы, исследующие психологию масс, относятся ко 2 –й половине XIX в., когда в мировом политическом процессе помимо предста­вителей политической элиты заметную роль стали играть массы. На рубеже XIX-ХХ в.в.появляется новое понятие homo novus - человек массы - наполненный своим весьма специфическим содержанием, включающим и количественные, и качественные характеристики. "Масса" - это и значительное скопление лю­дей, толпа, и "средний", "унифицнрованный" человек, "человек-такой-как-все". "Массовой" принято называть такую социально-политическую структуру, где инди­вид нивелируется, превращается в безликий винтик социального механизма, подогнанный под его потребности. Появление на политической арене массы как нового субъекта было связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми серьезными социаль­ными и политическими потрясениями. Стихийные массовые действия в политическом поведении, как правило, являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; движущие силы массовых стихийных форм по­ведения находятся, преимущественно, в иррациональных, т.е. бессознатель­ных структурах психики человека, иррациональность поступков объясня­ется стадным чувством, позволяющим отдельным индивидам отключать свою волю, сознание и действовать по законам толпы, которую характеризует истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи и могущества, неспособность оста­новиться, начав движение и т.д. В толпе такие психологические факторы как, например, нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к прави­тельству и официальным средствам информации ведут к появлению слу­хов, панике, агрессии. Эмоции людей, находящихся в массе, многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения, что получило название циркуляторной реакции. Следует отметить, что всегда находятся политические силы, готовые использовать этот эффект и получить от него определен­ный политический капитал. А история, в первую очередь на примере фашизма и большевизма, показала, что массовизация общества - одна из предпосылок возникновения тоталитарного режима и прямое следствие его политики.

Словарь по политологии