Словарь по политологии

267 термінів |

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ - (от англ. public relations-отношения с публи­кой) - область действий различных правительственных и иных организа­ций для достижения взаимопонимания между ними и общественностью. Паблик рилейшнз (далее ПР) – ни что иное, как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на определенных принципах. История употребления ПР начинается с Томаса Джефферсона, американского президента, который в 1807 году в своей рукописи «Седьмое обращение к Конгрессу» вместо зачеркнутого слова «состояние мысли» вписал «отношения с общественностью – Public Relations». Выражение ПР стало употребляться с 1919 года, в первую очередь, в США. ПР в послевоенное время превращается в особый вид деятельности и становится самостоятельной профессией.. Создаются профессиональные организации, имеющие высокий социальный статус: Американское общество по связям с общественностью, Международная ассоциация по еловым связям, различные государственные ассоциации по связям с общественностью и др. Паблик рилейшнз занимается разработкой современных коммуникативных технологий, т.е. специальных механизмов для обще­ния, обмена мнениями и взаимопонимания. ПР является функцией управления, устанавливающая и поддержива­ющая взаимовыгодные отношения между разными организациями и пуб­ликой, которая и будет определять успех или неудачу того или иного начинания. Нередко ПР отождествляют с пропагандой и рекламой. ПР в своих функциях, целях и объектах действительно имеет точки пересече­ния, но выходит далеко за рамки последних. Специалисты из США в области ПР, авторы наиболее из­вестного учебника(Скотт Катлиб и др. "Эффективная паблик ри­лейшнз".1994), суммировав разные определения, следующим образом раскрывают функции ПР: 1. Ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмен­та (управления); 2. Имеет дело со взаимоотношениями между организациями и об­щественностью; 3. Ведет мониторинг (отслеживание) сознания, мнений, отношения и поведения как внутри, так и вне организации; 4. Анализирует влияние политики, процедур и действий на об­щественность; 5. Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью орга­низации; 6. Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности; 7. Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью; 8. Производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организаций; 9. Воздействует на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью. Первым шагом в процессе менеджмента является определение проблемы; вторым - планирование и прогнозирование; третьим - действие и коммуникация; четвертым - оценки программы. В определении проблемы важен ситуационный анализ. Этому ана­лизу предшествует постановка следующих вопросов: -нуждаются ли люди в информации по данной проблеме; -какая информация реально используются людьми; -каким образом пользуются этой информацией; -насколько эффективна информация. Следующий этап, связанный с планированием и прогнозированием направлен на то, чтобы при помощи изменений в общественном мнении достичь изменения в поведении. Специалисты по ПР должны дать отве­ты на такие вопросы: -чего мы хотим достичь (цель программы); -какая конкретная группа требует к себе внимания (целевая ау­дитория); -чего именно следует достичь с каждой группой населения (тре­бование). На третьем этапе - действия и коммуникации - основными направ­лениями ведения кампании стратегия действия, коммуникативные стра­тегии, планы реализации программы. Здесь необходимы самое тесное взаимодействие, сближение позиций организатора ПР и аудитории. Наконец, четвертый шаг - оценка программы - включает два момента. Пер­вый-разработка критериев оценки будущих действий. Второй - наличие обратной связи и возможности изменений в соответствии с получен­ными оценками. Для развитых западных стран ПР стала органической частью механизма общения государственных и общественных организа­ций с гражданами. В России же это относительно новая отрасль об­ществознания. Несмотря на свою молодость, ПР активно внедряется в общественную ткань российской действительности, выражает ее конк­ретные социально-экономические и политические условия отечествен­ный менталитет.

Словарь по политологии