ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (К определению понятия)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой как бы "правила игры" в политике. Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы - конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть. Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции. Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм. Поэтому система политической регуляции является подсистемой более глубинной социальной нормативной регуляции. Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, в качестве подсистем общесоциальных. Таковы прежде всего правовые и моральные нормы. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и имеют общеобязательный смысл. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и общеобязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т.п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. На протяжении многовековой истории политики велись споры о возможности сочетания политических и правовых норм для регуляции политической деятельности. Разброс мнений по этому поводу в истории политической мысли был широк: от признания внутреннего аморализма политического (например, в теории и практике макиавеллизма) до утверждения о необходимости морального долженствования (например, в просветительских теориях). Современный противоречивый мир, обремененный общемировыми глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель современного политика предписывает ему не только универсальные критерии рациональности (когерентности, последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т.п.), но и моральных регулятивов (толерантности, ответственности, честности, совести и пр.) Поэтому политические нормативы действуют в единстве рационального и морального. Так, важно принимать такие правительственные решения, которые бы своевременно решали социальные конфликты, не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа, шли в единстве слова и дела и т.д. Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), cозданными партиями, общественными организациями и т.п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т.д.) Кроме того политические нормы могут регламентировать деятельность отдельного политического субъекта в соответствии с его статусной позицией во власти или определенной политической ролью. Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (приписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия. Следование политическим нормам со стороны политического субъекта обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращение во внутреннюю привычку в процессе политической социализации), либо за счет институализации, включения в политическую систему общества, а значит и применения различных санкций к тем, кто нарушает принятые нормы (например, исключение из партии или поражение в политических правах). Политическая нормативная регуляция может быть традиционной и тогда критическое отношение к ним недопустимо; или рациональной, когда выявление и артикулирование ее становится предметом особой эвристической задачи (первая характерна, например, для британской политической культуры, а вторая - для условий современной России). Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм. В каждом государстве имеются основные и операционалистские политические нормы, зависящие от множества социально-политических факторов (например, норма единственной руководящей партии в тоталитарных государствах здесь выступает основной нормой, а вытекающая из нее операционалистская предписывает, чтобы вся правящая элита принадлежала к этой партии). В условиях трайбалистской организации "преторианских" политических систем политические нормы могут служить идеологическим флером традиционных этнических или родственно-земляческих связей и форм общности (например, в постсоветских республиках Средней Азии). Политические нормы могут быть рационально сформулированными, но, как правило, базируются на традиционных не писаных обычаях, табу, традициях, характерных для данной культуры (отсюда традиционно закрытый характер российского политического процесса).
Словарь по политологии