ПРАВО И ПОЛИТИКА
ПРАВО И ПОЛИТИКА- понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно - такой же ограничитель власти, как и традиция, сила, обычай, религия или мораль. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но, с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. Объективной иллюзией являются представления о том, что источником происхождения, развития и изменения правовой сферы выступает государство (т. н. "юридический позитивизм" Р.Иеринга, Г.Кельзена и Г.Еллинека). Появлением этого заблуждения мы обязаны десинкретизации первоначально единого социума в Новое время, с выделением, как особых, сфер политики и права, а также соответствующих им видов профессиональной общественной деятельности. На самом деле источником правовых систем выступают отношения и связи, складывающиеся внутри гражданского общества (т. е. вне и до государства), с усложнением процессов производства, собственности, семейной жизни, с выделением личности из общественного целого. Правотворческая деятельность государства закрепляет в правовых нормах закономерности общественного развития, которые выражались до этого в религиозных, моральных установлениях, в традициях и обычае этноса ("обычное право"). Поэтому в праве можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в культурном развитии народа, но, кроме того, оно содержит ориентиры и регулятивы для политики, устанавливает границы потестарного воздействия, что особо проявляется в правовом государстве (где гражданин и государство - равные субъекты права). Принято выделять международное и внутреннее право (в последнем различаются уголовное, конституционное, семейное, гражданское (частное), трудовое право - в зависимости от объекта его приложения, т. е. регулируемых ими общественных отношений). Первые исследования взаимодействия п. и п. на собственной основе (без привлечения сил божественного и сакрального порядка) тоже относятся к Новому времени. Было констатировано отличие естественного (природного) и установленного (законотворческой деятельностью государства) права при приоритете первого (на индивидуальном уровне принимающего форму естественных прав и свобод человека, которые отменить и нарушить не в силах само государство). Уже у Т.Гоббса и Д.Локка содержится основополагающее требование к политической власти - подчинение праву. Это выражается уже в правовом происхождении государства (путем общественного договора, т. е. по сути акта правового). Ш.Монтескье, одним из первых изучавших национальные системы права, обратил внимание на объективную детерминацию их природно-географической средой, национальной психологией, условиями жизни и хозяйствования этноса, утверждая качественное единство правового и политического процессов. "Естественно-правовая школа" (Х.Томазий, С.Пуфендорф, Х.Вольф) главное отличие правовой системы от других нормативов (например, морали) видели в опоре на санкционирующе - карательный авторитет государства. Право может быть сопряжено с "мощью", или силой (Спиноза), справедливостью (Гроций), защищенностью (Т.Гоббс). Первые исторически зафиксированные системы права - "римское право", кодекс Юстиниана, Саллическая и Русская Правда. По Д.Вико, вектор правового процесса в истории - не только в разделении системы права, но и в придании ему всеобщего характера (субъектное расширение правового пространства). Важным следствием правового прогресса явилось появление "частного права", как регулятора жизни в гражданском обществе, охватывающее область частных, индивидуализированных интересов, дела отдельных лиц в экономической, социальной, духовно-нравственной сферах общества.
Словарь по политологии