Словарь по политологии

267 термінів |

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - (от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на соци­альном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возмож­ность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключа­ется в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действитель­ность. Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - но­сители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации неза­висимо от пола и семейного положения, национальной и этнической при­надлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное разви­тие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалис­тической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях. Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-раз­ному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социа­лизме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно это­му учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским же­ланиям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отно­шения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общи­нах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в от­дельных христианских коллективах - среди последователей святых и под­вижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентри­ровались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиоз­ной основе в настоящее время вряд ли возможна. Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попыт­ке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде «Утопия» (1516) были изложены взгляды на общество «золотого ве­ка». К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Ба­бёфа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Гер­цена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-уто­пистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капита­листического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются впол­не реальными предвосхищениями в области социально-политической струк­туры. Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция орга­низации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опира­ясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаива­ли на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти. Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание бу­дет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как ви­дим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стре­мится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире. В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в на­учной форме, доказать, что единственным политическим актуальным клас­сом, который несет в себе содержание будущих отношений, является про­летариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодо­ления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата. Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способс­твовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные бла­га и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении. Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксиз­ме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение произ­водительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными сила­ми. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также счи­тать утопией.

Словарь по политологии