ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА политических наук - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом. Отличительной чертой этой школы явилось разнообразие междисциплинарных связей с другими чикагскими школами: социологии, философии, антропологии, экономики. Видными представителями Чикагской школы были Ч.Мерриам, Х.Госснел, Г.Лассуэл, Л.Уайт, Э.Фройнд и др. Чарльз Мерриам (1874-1953) опубликовал множество книг, в которых исследовал различные аспекты политики. Это "Американские политические идеи: 1865-1917"(1920), "Современное состояние исследования политики" (1921), "Новые аспекты политики" (1925), "Политическая власть" (1934), "Систематическая политика" (1945) и др. В своих произведениях Ч.Мерриам неизменно выступал за повышение научной значимости политической науки, отстаивал важность научности самой практической политики. Для характеристики качественно нового уровня политической практики вводит специальный термин "политическое благоразумие". Это понятие обращено прежде всего к практическим политикам, которые не должны забывать о своей ответственности перед обществом за принятые ими важные политические решения Широко использует новые методы анализа: психологические и статистические. Мерриам приложил немалые усилия для интенсификации и расширения сфер исследования с целью рационального познания и контроля за поведением людей. Ученый был уверен в том, что стремление к постижению тайн биологической и физической природы обеспечит большие возможности для более глубокого понимания политического поведения людей. Американские политологи вслед за Мерриамом в анализе политических явлений стали применять методы других наук, естественных и точных. Делая упор на психобиологических, количественных аспектах в изучении политической жизни, представители данной школы меньше внимания уделяли социальным и классовым факторам в оценке центральной проблемы политологии - политической власти. Такая научная методология не всегда была эффективной. Какие бы метаморфозы, по мнению Ч.Мерриама, не претерпевала экономика, социальная и другие стороны жизни, остается длительная борьба за "регулирование и приспособление противоречивых типов человеческих личностей". Блестящим представителем Чикагской школы, учеником Ч.Мерриама был Гарольд Лассуэл (1902-1979). В своих трудах "Техника пропаганды в мировой войне (1927), "Психопатология и политика"(1930), "Анализ политического поведения"(1947), "Будущее политической науки"(1963) и др. Лассуэл много внимания уделяет методологическим вопросам исследования политики. Большое место среди них занимает разработка теории политического психоанализа. Лассуэл использует методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды. По мнению ученого психологический механизм той или иной личности является важнейшим фактором, определяющим отношение индивида к политике. При анализе политических действий и политического процесса главным является вопрос о власти и вытекающее из нее распределение ценностей. В своей работе "Политика: кто получает что, когда и как"(1936) американский политолог ставит следующие задачи, которые должна решать политическая наука: 1) определить цели и объекты политического процесса; 2) выявит основные тенденции в распределении ценностей; 3) наметить вероятные изменения в будущем: 4) выбрать способы действий, ведущие к максимальному достижению ценностей. Исследования политики, представленные Чикагской школой сохраняют свою актуальность в решении проблем "микроструктуры" (психологический мир личности и малых групп) и составляют «золотой фонд» мировой политической науки.
Словарь по политологии