Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

АРОН

Арон (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - французский социолог и публицист. С 1930 г.- профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода к власти Гитлера вернулся во Францию, преподавал в Гаврском лицее, затем в Тулузском университете. В период второй мировой войны эмигрировал в Англию, где был главным редактором журнала "Франс либр", оппозиционного антифашистскому правительству де Голля. После войны сотрудничал в газетах "Комба", "Фигаро", еженедельнике "Экспресс". Профессор Сорбонны, затем заведующий кафедрой социологии в "Коллеж де Франс". С 1963 г. - член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Гарвардского, Базельского, Брюссельского и др. университетов. В ранних работах Арон находился под влиянием баденской школы неокантианства, отрицая закономерности обществ, развития, проповедуя крайний исторический релятивизм, граничащий с иррационализмом. Позднее отходит от крайностей релятивизма и априоризма, приближаясь к позиции М. Вебера с его теорией "идеальных типов" в историческом исследовании. В отношении социальной реальности релятивизм А. остался непреодоленным до конца жизни, несмотря на субъективное стремление выйти за его пределы. В работах по истории социологии Арон отдавал предпочтение консервативным тенденциям (Дюркгейм, Токвиль и др.), пытался найти "альтернативу" историческому материализму. Арон - один из авторов концепции деидеологизации. Он отрицал объективную историческую закономерность, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, понятие общественно-экономической формации. Объект социального исследования рассматривался им лишь как производное от субъективных моментов (мотивация, ценностные ориентации субъектов действия, точка зрения исследователя). Этот подход Арон предлагал как новую, "неидеологическую" теорию общества, единственно верную, т. к. она изучает "то, что есть в действительности". Арон - один из создателей теории единого индустриального общества. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о строительстве большой индустрии и на теорию Лонга об универсальном индустриальном об-ве, Арон писал, что в процессе промышленного строительства выкристаллизовывается единый тип общества, а советская и западная системы являются лишь его разновидностями, хотя имеют некоторые формальные различия. Основой теории "индустриального общества" является концепция детерминизма технологического. У Арона эта концепция носит противоречивый характер: пытаясь отмежеваться от ее крайностей, он одновременно выдвигает тезис о взаимодействии техники и общества; причем это взаимодействие он концептуализирует с помощью одной из версий теории факторов, настаивая на принципиальной невозможности выделить среди них объективно более "значимые". Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, полностью игнорируя марксистское понятие труда. В последние годы в своей концепции индустриального общества Арон акцентировал момент отрицания социального прогресса, разрабатывая так называемую "диалектику пессимизма". С одной стороны, утверждает он, прогресс науки и техники в 20 в. порождает определенные идеалы, с др. - делает невозможным их осуществление; этот факт приводит к массовому пессимизму, являющемуся основной характеристикой общественного сознания века. Драма цивилизации, по мнению Арона, состоит в противоречивости способов существования и идеалов демократического и индустриального об-ва. Индустриальное общество требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации, демократические же идеалы ориентируют на равенство, свободу, самоопределение личности. Дисгармония этих двух тенденций современной цивилизации делает ее нестабильной. Соч.: 1) Le developpement de la societe industrielle et la stratification sociale. P., 1956. 2) Democratic et totalitarisme. P., 1965. 3) Essai sur les libertes. P., 1965.

Социологический энциклопедический словарь

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ

) – есть внутреннее состояние и международное положение государства, которое обеспечивает защиту его национальных интересов, существующего политического строя и территориальной целостности, а также отводит реальную угрозу внутренней дестабилизации или агрессии ... Читай дальше

МОБИЛЬНОСТИ теория

(от фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому действию) - система идей в социологии и политологии, в ко­торой осмысливаются процессы изменения положения людей в социальной структуре. Исторически в ... Читай дальше

ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

(от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами ... Читай дальше

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначе­ния современного состояния индустриально развитых стран, связан­ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель­ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера­ботки и распространения информации. В последней ... Читай дальше

КОНВЕРГЕНЦИИ

теория (от лат. convergere - сближаться, сходиться) осно­вана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первона­чально теория конвергенции возникла в биологии, затем была ... Читай дальше