Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

БЛЕЙЛОК

Блейлок (Blalock) Губерт Морсе младший (23.08.1926, Балтимор) - американский социолог, профессор социологии Вашингтонского университета, президент Амер. социол. ассоциации (1978-1979). Блейлок - один из ведущих методологов эмпирической социологии США. Базируясь на неопозитивистской трактовке научного знания, считает главной задачей социального познания построение эмпирически проверяемых дедуктивных теорий по образцу физических наук (Неопозитивизм в социологии). Выступая за математизацию социологического познания, он вместе с тем признает необходимость поэтапного перехода от вербализованных теорий через вспомогательные теоретические конструкции к полностью формализованным теориям. Методология трактуется Блейлоком как совокупность формально-логических приемов, позволяющих создавать верифицируемую теорию. Соответственно этой трактовке методологии из ее сферы исключается широкий круг вопросов гносеологии, связанных с анализом исходных содержательных допущений. Для методологической платформы Блейлока характерно стремление смягчить требования строгого эмпиризма, имеющего значительное число сторонников в западной социологии, чтобы преодолеть фрагментарность эмпирических исследований и определить методы их теоретической систематизации. Вместе с другими социологами позитивистско-эмпирической ориентации Блейлок признает решающую роль измерения и наблюдения в исследовании, но наряду с этим подчеркивает большое значение теоретического анализа и концептуализации, открывающих возможность построения теорий широкого масштаба. Блейлок выступает против увлечения рационально-дедуктивными методами (пропагандируемыми, в частности, Хомансом), отдавая приоритет индуктивно-статистическим приемам с использованием каузального математического моделирования, пропаганде которого уделяет много внимания. Теории такого типа, по мнению Блейлока, должны быть прежде всего "реальными", т. е. включать минимальное количество абстрактных положений. В то же время основные понятия "больших" теорий должны определяться операционально, быть связанными с исследовательскими процедурами, с измерением, нахождением признаков и др., что позволит использовать математические каузальные модели. Преодоление кризисного состояния современной социологии он видит на путях разработки единой для всех школ и направлений методологии формирования социологического знания, способной учитывать специфику социальной реальности, но в то же время ориентированной на модели развитых физических наук. Ключевая задача, по Блейлоку,- построение "кумулятивной парадигмы" (теории крупномасштабных социальных процессов), которую следует постоянно совершенствовать как путем введения дополнительных переменных, так и путем постоянной сверки с материалами различ. эмпирических исследований. М. С. Комаров. Соч.: 1) The theory construction. N. Y., 1965. 2) Conceptualisation and measurement in the social science. L., 1982. 3) Basic dilemmas in the social science. N. Y., 1984.

Социологический энциклопедический словарь