Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

БОАС

Боас (Boas) Франц (09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог, профессор Колумбийского университета, основатель этнографической лингвистики, "исторической школы" американской этнографии культуры и американского фольклорного общества. "Историческая школа" Боаса родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Боас считал, что "логический" метод исследований должен применяться в естественных науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь "эмпирический метод". Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы общественного развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений к отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное. Вначале Боас подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение "культурных изменений" и "культурной динамики", которыерые понимались им как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов. Рассматривая культуру подобно слоеному пирогу, Боас и его ученики пытались, отделив от нее все заимствованное, выделить чистую культуру. Позднее Боас начал рассматривать культуру как целостную систему, обнаружив в ней внутренние изменения, уделял внимание психологии, часто становился на стихийно-материалистические позиции. Пересмотр теоретических позиций и неспособность обеспечить политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов вызвали кризис "исторической школы". Политические взгляды Боас были либеральны: он был членом многих организаций, выступавших за демократические реформы, боролся за права угнетенных народов, разоблачал расизм и фашизм. Соч.: 1) Ум первобытного человека. M.-Л., 1926. 2) Anthropology in modern life. N. Y.. 1929. 3) Race, langage and culture. N. Y., 1940. 4) General anthropology. N. Y.-Boston, 1 944.

Социологический энциклопедический словарь