Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ВИКО

Вико (Vico) Джамбаттиста (23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму философско-антропологической рефлексии ("исторической метафизики человеческого рода"), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социологического типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания). Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений - "Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце". "Новая наука" Вико одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет - "общая природа наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мнению, во-первых, нужно учитывать " движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах". Вико в известной мере предвосхищает современную постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии". Еще ближе взгляды Вико к популярной на Западе в 20 в. идее "социокультурной динамики". Вико отмечает "три типа времен": религиозные, героические (или "поэтические") и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым " авторитетом власти" (в совр. социологии это называется "легитимацией"), формой правления, способом общения и мышления. Под "нравами" Вико понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь между экономикой и политикой, а также решающее значение "борьбы сословий" в динамике политических форм. "Гражданский мир" с самого начала был основан "на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его" . В рез-те аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново. Подчеркивая специфику различных исторических эпох, Вико основной своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран. Именно этот смысл имеет его учение о "возвращении вещей человеческих". Правда, Вико абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской схемой "движения наций". Наряду с общей концепцией социо-культурных изменений у Вико много интересных идей в области интерпретации различных сфер культуры, в которых он ищет социально-историческую основу. Соч.: 1) Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.

Социологический энциклопедический словарь