Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ГАЙГЕР

Гайгер (Geiger) Теодор (09.11. 1891. Мюнхен - 1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- проф. в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (проф. в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории Фиркандта. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике социализма. Наибольший резонанс в зап. социологии получили его работы по проблемам социальной стратификации, классового сознания и социальной мобильности, социологии права и интеллигенции (включая проблематику идеологии). Еще до эмиграции Гайгер подверг критике первоначально им разделявшуюся "классическую" (марксистскую) концепцию рабочего класса и его роли в современных социальных преобразованиях. Он был в числе социологов, противопоставивших концепцию рабочего класса проблематике "нового класса", которым считал служащих. Ему принадлежит идея "возможной связи" между неустойчивым положением этого класса, заинтересованного в упрочении своего социального положения и престижа, и нацистским движением. Гайгер активно работал над различением понятий "класс" и " сословие", обосновывал превращение в современных условиях классовой дифференциации общества в профессиональную дифференциацию. Гайгер считал, что прежние межклассные напряжения смещаются в 20 в. по линии, пересекающей границы классов. Источником таких напряжений и конфликтов является противоположность интересов "солидарности производителей" (предпринимателей и рабочих), с одной стороны, и интересов потребителей - с другой; все большее значение, согласно Гайгеру, приобретают конфликты между местным населением и "пришлым" (эмигранты), а также конфликты между различными этническими, религиозными и другими группами. Считая, что интеллигенцию нельзя определять ни через классовое (или сословное) положение, ни посредством классового сознания, Гайгер ставил во главу угла вопрос о ее социальной функции, которая состоит в создании новых культурных ценностей и идеологий, вкладе в общую рационализацию жизни, критике существующих институтов с целью ограничения притязаний власть имущих. Гайгер отстаивал тезис, согласно которому мышление и идеология не обязательно связаны с социальным положением их носителей; он отмечал особую роль идеологий в современном массовом оществе. По Гайгеру, атомизированное, характеризуемое безличностью и анонимностью отношений " массовое общество" - миф, изобретение теоретиков; "массовость" - лишь один из аспектов жизни общесва, где интимно-непосредственные и анонимно-дистанцированные отношения не исключают друг друга. Сфера проявления "массовости" - классовые, национальные и прочие движения. В них первичные, "общинные" ценности играют не свойственную им роль; " симпатия" вырождается в " пафос", формируется идеология. В других аспекте идеология трактуется как теоретико-познавательное понятие, как "атеоретичное, проступающее в теории". Задача ученого, по мнению Гайгера, путем рефлексии нейтрализовать этот фактор. Отсюда следуют нормы научной этики: "ценностное воздержание", " аскетизм чувств" и т. п. В социально-политической сфере Гайгер рекомендовал всеобщее просвещение - "демократизацию разума", с тем чтобы место патетически-иррационального занял трезвомыслящий индивид, сознающий объективный характер социальных процессов и ограниченность человеческих возможностей. Начав как социал-демократ с деятельности по просвещению пролетариата и "формированию классового сознания", Гайгер пришел к либерально-реформистским взглядам, свойственным позитивистски ориентированному социальному мышлению. Соч.; 1) Die Klassengesellschaft im Schmelz-liegel. Koln, 1949. 2) Aufbau und Stellung der Intelligenz in der Gesellschaft. Stuttg., 1949. 3) Ideologic und Wahrheit: eine soziologische Kritik des Denkens. Stuttg., 1953.

Социологический энциклопедический словарь