ГОБИНО
Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас". Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации - "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Гобино постулирует неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Гобино считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь". Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная " раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Гобино мало смущала. Так, в "Истории персов" (1869) он объявляет "чудовищной ложью" традиционную версию греко-персидских войн, поскольку "арийцы" Дария и Ксеркса не могли быть хуже "семитизированных греков". Драматическая пенталогия " Ренессанс" (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея в книге "История Оттара Ярла и его потомства" (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от "норвежского пирата", упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме "Амадис" Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с которым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Гобино во многом предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма. Соч.: 1) La Renaissance. P., 1877. 2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.
Социологический энциклопедический словарь