ГОУЛДНЕР
Гоулднер (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк- 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) - амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Основной заслугой Гоулднера в исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих организациях. Он пришел к выводу, что эта система способствует уменьшению напряженности в работе группы. При выведении системы из равновесия в ней начинают действовать специальные внутренние правила, направленные на восстановление равновесия, но при этом значительно возрастает строгость контроля за работой всей группы. Это в свою очередь ведет к увеличению напряженности в работе и, следовательно, опять вызывает нарушение равновесия системы. Анализ этой дисфункциональности сыграл определенную роль в развитии теории бюрократии. В 60-70-е гг. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса. На дальнейшее формирование взглядов Гоулднера существенное влияние оказали идеи Маркса, неомарксизма, франкфуртской школы и др. идеологов левого движения. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией так называемой "критически-рефлексивной" социологии. С его точки зрения, капиталистическое общество находится в кризисном состоянии, поэтому основная задача социолога заключается в выявлении с помощью "критической рефлексии" причин этого кризиса и поисках путей его преодоления. Самые глубокие причины кризиса западного общества Гоулднер видел в деперсонализации человека, в разрушении целостного взгляда на мир, в антиномически-противоречивом отношении между знанием и властью. Преувеличивая значение социального познания, Гоулднер утверждал, что, наделенное критическим элементом, оно способно стать главным фактором трансформации социального бытия. Одной из важнейших для концепции Гоулднера является проблема соотношения знания и идеологии, сформулированная им как проблема объективности социального познания. Критикуя все существующие социол. подходы, в т. ч. и марксистский, за идеологичность, Гоулднер попытался "освободить" от нее свою "критически-рефлексивную" социологию. В последние годы жизни Гоулднер в духе леворадикальной ориентации развивал концепцию интеллигенции как нового класса. Он выделил в социальной структуре современного западного общества три класса: старая буржуазия, или денежный класс капиталистов, пролетариат и появившийся новый класс интеллигенции. Основные характеристики нового класса: обладание культурным капиталом (для Гоулднера культура является таким же капиталом, как собственность на средства производства или денежная собственность) и культура критического дискурса (некая специфическая речевая общность). Новый класс Гоулднер подразделял на две различные социальные группы: научно-техническую интеллигенцию и интеллектуалов (гуманитарную интеллигенцию). Подвергнув тотальной критике западное общество, он усмотрел реальную силу, способную осуществить революционное изменение общества, в новом классе. Именно на интеллектуалов Гоулднер возлагал надежды, связанные с будущим общественного развития. Эта теория до сих пор оказывает в западной социологии влияние на представления о социальной структуре. Соч.: 1) Dialectics of ideology and technology. N. Y., 1976. 2) The future of intellectuals and the rise of the new class N. Y., 1979. 3) The two marxsism: contradictions and anomalis in the development of theory. N. Y., 1980.
Социологический энциклопедический словарь