Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ГОФФМАН

Гоффман (Goffman) Ирвинг (1922-1982) - американский социолог. Родился в Канаде, в 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были У. Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шетландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д. В 1954-57 сотрудничал в Национальном институте психического здоровья; в 1955-56 исследовал в госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне социальную организацию закрытого психиатрия, учреждения, общие особенности тотальных организаций и механизмы влияния организации на человеч. личность. По материалам исследования была написана книга `Приюты` (1961). В 1958-68 работал на факультете социологии Калифорнийского университета в Беркли. В эти годы он издал ряд работ, посвященных анализу взаимодействия лицом-к-лицу и публичного порядка: `Представление себя в повседневной жизни` (1959), `Столкновения` (1961), `Поведение в обществ, местах` (1963), `Стигма` (1968). В 1968-82 - профессор социологии и социальной антропологии Пенсильванского университета. В 70-е гг. написал работы о ритуальных аспектах повседневного взаимодействия `Ритуал взаимодействия` (1972) и `Отношения на публике` (1971), а также методол. труд `Рамочный анализ` (1974). В 1981 избран президентом Амер. социол. ассоциации. Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Одной из важнейших его заслуг было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний, проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.). Он считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.). Гоффман рассмотрел различные механизмы поддержания публичного порядка: ритуал, игру, драму и т.д. Например, в работе `Представление себя в повседневной жизни` Гоффман развил `театральную метафору`, рассмотрев действующих индивидов как актеров, играющих на сцене определенные роли в присутствии аудитории. Эта работа принесла ему славу основоположника концепции `социальной драматургии`. Продолжая традиции исследования ритуала ( Дюркгейм и Радклифф-Браун), Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (`поддерживающие`) и негативные (`исправительные`), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (`поддержание лица`, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методол. модели, Гоффман продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по опр. правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается. В работе `Приюты` Г. подробно проанализировал особенности социальной организации закрытых учреждений (`тотальных организаций`): тюрем, психиатрических больниц, лепрозориев, армейских частей, монастырей, приютов для детей и престарелых и т.п. Особым предметом интереса Гоффмана были механизмы трансформации человеской личности под воздействием таких организаций; он считал эти механизмы универсальным компонентом участия индивида в социальной структуре общества. Работа `Приюты` имела большой резонанс и наряду с другой работой `Стигма`, в которой была развита теория `стигматизации`, оказала содействие освобождению псевдобольных из психиатрич. учреждений. Работы Гоффмана исключительно богаты по содержанию, отличаются междисциплинарным характером; они оказали серьезное влияние на антропологию, социологию, лингвистику, этологию, полит, науку, психологию, теорию коммуникаций, фольклористику и т.д.; пользовались огромной популярностью, выходили массовыми тиражами. В 80-е гг. началось серьезное теор. осмысление его наследия. Многие исследователи относят Г. к числу наиболее выдающихся социологов второй половины 20 в. Соч.: The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City; N.Y., 1959; Asylums. Garden City; N.Y., 1961; Encounters. Indianapolis, 1961; Behaviour in Public Places. N.Y., 1963; Stigma. [Harmondsworth; Engl., 1968]; Relations in Public. N.Y., 1971; Interaction Ritual. L., 1972; Frame Analysis. N.Y., 1974; The Interaction Order // Amer. Sociological Review, Washington, 1983, vol. 48, N 1.

Социологический энциклопедический словарь