ГЮЙО
Гюйо (Quyau) Жан Мари (28.10. 1854, Лаваль-31.03.1888, Ментон) - франц. философ и социолог. Социальная философия Гюйо построена на основе идей Фулье, Конта, Паскаля и английских утилитаристов 19 века. У последних он заимствовал учение о мировой симпатии и роли "сердца" в обществвенной жизни. Центральное понятие социологии Гюйо -жизнь. Своей высшей интенсивности она достигает в социуме как " синергия" (сотрудничество); для того чтобы ее упрочить, нужно вызвать социальную симпатию, а это, с точки зрения Гюйо,- задача искусства. Если собственная цель искусства - это немедленное осуществление в воображении всех наших мечтаний об идеальной жизни, не подчиняющейся никакому закону, кроме интенсивности и гармонии, то художественный гений - это крайне интенсивная форма симпатии и социальности, удовлетворяющаяся только в создании нового мира "живых существ". Индивидуум, у Гюйо,- интегральная часть социального целого, представляющего из себя свободно узаконенное собрание и основанного на гармонии целого и идее высшего блага. Социальное чувство, по Гюйо,- это сложные феномены, происходящие по большей части от притяжения и отталкивания нервных систем, и их проявления можно описать и предсказать с той же точностью, что и движения астрономических тел. Поэтому Гюйо полагал, что уже в 19 в. социология, включающая в себя мораль и эстетику, станет "более сложной астрономией". Религия для Гюйо- это мистическая, или мифическая социология, поскольку в ней человек противопоставляет об-ву другое, сверхкосмическое общество, с которым он находится в общении путем мыслей и поступков. Идеи Гюйо, бывшие одной из первых попыток построения социологии искусства, оказали влияние на Ш. Лало, Д. Лукача и Гольдмана. Соч.: 1) Собр. соч. Т. 1-. 5. СПб., 1898-1901.
Социологический энциклопедический словарь