Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ДЮМАЗЕДЬЕ

Дюмазедье (Dumazedier) Жофр Роже (30.12.1915, Таверни) - франц. социолог. Окончил Парижский и Германский ун-ты. С 1952 г. ведет научную и преподавательскую работу в Центре научных исследований в качестве проф. Института социальных наук о труде; с 1962 г.- проф. Сорбонны, позднее - университа Р. Декарта, руководитель группы в национальном Центре научных исследований и группы по социологии досуга в Центре социологических исследований, сотрудничает в Центре по изучению урбанизма. Активно занимается общественной деятельностью: основатель фонда "Народ и культура", председатель постоянного комитета по исследованию досуга и моделей культурного поведения в Международной социологической ассоциации и др. Первые научные публикации относятся к 50-м гг. Это "Новый взгляд на Олимпийские игры" (в соавт., 1952); " Досуг в повседневной жизни" (с Ж. Фридманом, 1954); " Телевидение и народное образование" (в соавт., 1955); "Труд и досуг" (в "Трактате по социологии труда", 1962). Помимо общих проблем досуга, изучал также проблемы: " Досуг и кино", "Распространение книги и чтения в современном мире". Руководил рядом крупных эмпирических исследований, из которых следует особо отметить исследование, обобщающее развитие городского досуга за периоды 1900-1957 и 1957-1964 гг., и исследование об использовании досугового пространства. Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности - превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени). Как сфера жизнедеятельности общества досуг также занял значит, место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Современный досуг не является, как прежде, "приложением" к труду - отдыхом от него и подготовкой к нему. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его "независимой переменной". Автономизация досуга, изменение жизненных ориентации на досуг, особенно у молодежи,- свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления "цивилизации досуга". В отличие от Фурастье, Дюмазедье отстаивает точку зрения, что " цивилизация досуга" уже наступила. Идея "цивилизации досуга", фиксирующая качественные изменения в досуге, получила значительное распространение в западной социологии. Соч. 1) Vers une civilisation du loisir. P., ed. du Seuil, 1962. 2) Le loisir et la ville. Loisir et culture. P., 1966. 3) Espace et loisir dans la societe francaise. P., 1967. 4) Sociologie empirique du loisir. P., 1974.

Социологический энциклопедический словарь