Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

КАЛЕР

Калер (Kahler) Эрих фон (1885-1970) - нем. историк, социолог и философ, искусствовед и литературовед, представитель неоромантического направления в современной философии, внесший весомый вклад в развитие культурологии. Отец, Рудольф Калер, промышленник, был возведен императором Францем Иосифом в рыцарское достоинство. Мать - Антуанетта Шварц (ум. 1951), детская писательница. Калер получил образование в университетах Вены, Мюнхена, Гейдельберга. В 1911 присуждена докторская степень в Венском университете за диссертацию "О праве и морали". В 1913-33 живет в Германии. Эти годы ознаменованы знакомством и дружбой со С. Георге, М. Вебером и Ф. Гундольфом. В 1933 Калер был внесен нацистами в черные списки, эмигрировал в Чехословакию и получил чешское гражданство. В 1935 переезжает в Швейцарию, а в октябре 1938 эмигрирует в США, где вместе с семьей поселился в Принстоне (Нью-Джерси). В 1941-45 К. читал лекции в Школе социальных исследований (Нью-Йорк), работал в университах Чикаго, Нью-Йорка, Манчестера, Принстона и штата Огайо, а также в Институте высших исследований (Принстон). В послевоенные годы читал лекции в университетах Германии. Творчество Калера носит поистине энциклопедический характер и охватывает множество различных гуманитарных дисциплин и исторических периодов. Делом, которому Калер посвятил всю жизнь, было изучение человеческой истории и истории человеческого сознания. В своих исторических трудах Калер вырабатывает методику, позволяющую ему достичь некоего "единства", при наличии которого прошлое предвосхищает настоящее, а настоящее угадывается в прошлом; в таком единстве "далекого" и "близкого" история предстает вневременной целостностью, обретает протяженность и обращенность в будущее. Калер проводит также идею единства знания (при к-ром исчезает деление на "науку" и "искусство") и единства жизненного опыта. Калер усматривает тесную взаимосвязь между человеком (человеческим сознанием) и историческим событием. Раскрывая их органическую структуру, Калер впервые заявляет о всеобщей антропологии, науке "о человеке, для человека и посредством человека", - "новой науке" (scienza nuova), по характеристике Г. Броха, основанной на тезисе о самосознании человека, т.е. о его способности (в силу трансцендентной сущности) познавать окружающий мир и самого себя. Согласно Келеру, по мере накопления знаний, взаимодействие между человеком и окружающим его миром становится все теснее, происходит сближение форм и объектов сознания, а научная система все более приближается к достижению изначального (донаучного) видения единства мира. Такова цель, постулируемая Калером, - цель, к которой можно стремиться, но которая едва ли достижима. Будучи неоромантиком, Калер видел будущее как развитие человеческого духа, вплоть до того момента, когда "единая наука" придет к "человеку как идее". В этой науке будущего исчезнет привычное ныне деление на отдельные области знания. В "новой науке" Калер видит особый вид творчества, в процессе которого исследователь одновременно реализует себя как ученый и как художник, создавая при этом идеальный образ единой картины мира. В период между Первой и Второй мировыми войнами появляются первые крупные труды Калера по философии истории: "Династия Габсбургов" (1919) и "Немецкий характер в истории Европы" (1936), а также по эпистемологии: "Человеческое единство" (1919) и " Призвание науки" (1920). Итогом слияния этих двух направлений его творчества была выработка нового взгляда на историю человечества в книге " Мера - человек. Новый подход к истории" (1943). Она стала вехой на пути к реализации плана создания универсальной теории и истории человечества, который Калер обдумывал еще в 20-е гг. В этом сочинении история предстает биографией Человека, исследованием его природы. История для Калера - двоякий континуитет: время и развитие человека в его единстве как биологического существа и как носителя духовности. История позволяет проследить, как "дух" развивается во все более совершенную способность человека к познанию и, наконец, становится синонимом целых жизненных сфер (религия, искусство, философия, естеств. науки). В книге проводится взгляд на историю как на развитие по расширяющейся спирали, в котором Человек предстает воплощением "духа". В этом развитии Калер различает три фазы. На первой - человек учится разграничивать внешний и внутренний мир, превращается в обладающего душой индивида. В эпоху Возрождения, когда процесс духовной эмансипации достигает полноты и человеческий разум обретает свободу, наступает вторая фаза, Новое время, когда трансцендентная сущность человека ведет его, с одной стороны, ко все более верному постижению явлений природы, а с другой - к сознат. формированию человеч. об-ва. На третьей фазе, в эпоху масс, коллективов, идет борьба за обретение человеком места в познанном им универсуме. В дальнейшем выдвижение в центр исследования исторического развития духовного человека, познающего окружающий мир и себя и созидающего новое, станет неотъемлемой особенностью творчества Калера.

Социологический энциклопедический словарь