Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

КИСТЯКОВСКИЙ БОГДАН

Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (1868-1920) - философ, социолог и правовед. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, откуда был исключен. Затем - в Харьков, и Дерпт. университетах. В 1895 поступил на философский факультет Берлинского университета, где занимался под руководством Зиммеля. В 1898 К. защитил диссертацию "Общество и индивид". В 1907-10 - редактор журнала "Критичное обозрение". В 1909 - приват-доцент юридического факультета Московского университета. В 1917 в Харьковском университете защитил докторскую диссертацию, с мая 1917 - проф. юридического факультета Киевского университета. В 1919 избран академиком Укр. АН. По своим философким взглядам Кистяковский неокантианец. Его социология - высшее достижение неокантианской социологии в дореволюционной России. Цель социологии, по Кистяковскому, - выработка необходимых понятий: "об-во", " личность", "социальное взаимодействие", " толпа", "гос-во", "право" и т.д. Как теоретическая наука социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования "власти" в государстве. Кистяковский приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рациональному познанию и может быть осмыслена в конечном итоге лишь методами художественно-интуитивного познания. Однако для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения - результат психологического взаимодействия индивидов. Что касается природы власти, ее иррациональных оснований, то исследовать ее - скорее дело художественной литературы, чем социологии. Культура есть вообще механизм создания мифов, свидетельствующий о том, что не все в мире можно рационализировать, поскольку далеко не все рационально. Функция культуры поэтому - созидание, а не познание, как у науки, что совсем не принижает эту последнюю, а только очерчивает ее естественные границы. Не все можно познать, потому что не все познаваемо. Мифологизировать, напротив, можно все и таким образом хотя бы отчасти сделать явлением культуры и хотя бы отчасти управляемым. Сторонник "методологического плюрализма", Кистяковский считал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие - принципам теологии. Обе эти сферы общества иногда функционируют независимо друг от друга, иногда же пересекаются друг с другом, усложняя социальную жизнь. Большую роль в "нормальном обществе" играют элементы культуры, которые превращают власть и все ее атрибуты в элементы "коллективного духа", т.е. общественного сознания. В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. Поэтому же Кистяковский критикует попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею Соловьева о государстве как "организованной жалости"). Высшее научное достижение Кистяковского - книга "Социальные науки и право" (1916), куда в переработанном виде вошли лучшие его статьи, написанные за 20 лет. В последние годы жизни Кистяковский работал над книгой "Право и науки о праве", которую рассматривал как главный свой труд. Книга погибла в результате пожара в типографии в Ярославле в 1918 во время эсеровского восстания. Соч.: М.П. Драгоманов: Его полит, взгляды, лит. деятельность и жизнь //Драгоманов М.П. Полит, сочинения. M., 1908. Т. I; Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). M., 1912; Что такое национализм? // Нац. проблемы. 1915. N 1.Лит.: Фатеев А.Н. Рус. методолог теории права. X., 1917; Голосенко И.А. Социология на неокантианской платформе: Б.А. Кистяковский и М.М. Хвостов // Рос. социология. СПб., 1993; Василенко Н.П. Академик Б.А. Кистяковский // Социол. исследования. 1994. N 2, 4, 5; Сапов В.В. Архив Б.А. Кистяковского // Вопр. социологии. 1992. Т. I. N 1; Он же. Главная книга академика Б.А. Кистяковского // Вестник РАН. 1994. Т. 64. N 3.

Социологический энциклопедический словарь